Рынок рекрутинга в Самаре: Без помощи рекрутеров. Предпочитают подбирать сотрудников большинство компаний
Самарские компании чаще стали обращаться к рекрутерам при поиске персонала. Однако участники рынка отмечают, что в Самаре рынок труда достаточно узок и базы данных давно работающих компаний обычно хватает для закрытия вакансий.
В Самарской области работает около 30 кадровых агентств, крупнейшие из которых АНКОР, Kelly Services, “Сенат”, “Гелиос”, “Альянс”, “Персонал-Сервис” и “Контракт”. Они занимают около 80% рынка. По оценке самих агентств, АНКОР в 2004 г. закрыл более 350 вакансий, Kelly Services – около 100, “Гелиос” – 220, “Альянс” – от 200 до 220 и “Сенат” – чуть менее 300. Объем рынка рекрутинговых услуг в Самаре, по оценкам его участников, $1,5 млн в год.
В начале 90-х гг. в России рекрутмент был новым видом сервиса для российского рынка. “Тогда российские предприниматели, не понимая значения профессионального подбора персонала, формировали свои команды из родственников и знакомых, поэтому нашими первыми клиентами были преимущественно западные компании”, — говорит Натальи Клентак, PR-менеджер рекрутинговой компании “АНКОР”.
Крупные российские компании, ориентированные на западные методы работы, только в последние 2-3 года стали обращаться к специализированным агентствам, добавляет директор кадрового агентства “Альянс” Ирина Писайкина. Среди них она называет “МСС-Поволжье” и “Перекресток”. С ней соглашается и Клентак из АНКОРа. Иностранцы обеспечивают до 40% заказов в агентстве “Сенат” и до 10% в “Альянсе”. Сейчас в Самаре крупнейшими клиентами кадровых агентств являются представительства Nestle, Coca-Cola, Pepsi-Cola, “GM-АвтоВАЗ”, Colgate и Procter & Gamble.
Но появлению иностранных работодателей в Самаре не рады российские компании. У нас появились очень серьезные конкуренты на рынке труда, говорит Сергей Осипов, начальник управления по персоналу компании “СМАРТС”. “Иностранные компании очень хорошо понимают, что за подбор персонала надо платить, и могут позволить себе купить специалиста дороже”, — сетует он.
В российских компаниях практика подбора персонала пока не стала массовой. Кадровая политика в компании во многом зависит от менталитета топ-менеджмента или собственников. “Руководитель российской компании может самостоятельно подбирать менеджмент, а западному руководителю заниматься этим некогда”, — полагает Осипов из СМАРТСа.
“МСС-Поволжье” около 80% вакансий закрывает усилиями собственной кадровой службы, рассказывает начальник отдела управления персоналом компании Владимир Филатов. Он считает, что собственной базы данных вполне хватает для поиска нужных специалистов, а к услугам кадровых агентств компания прибегает чаще всего тогда, когда единовременно требуется закрыть большое количество вакансий.
СМАРТС также ведет свою базу данных специалистов, а к кадровым агентствам обращается очень редко — только в тех случаях, когда своими силами их найти не удается, вторит Осипов. “Имея квалифицированную кадровую службу и банк данных, на услугах рекрутеров можно сэкономить”, — считает он.
В кондитерском объединении “Россия”, которое вошло в состав группы Nestle в 1995 г., служба по работе с персоналом закрывает около 85% вакансий, а в 15% случаев сотрудников находят кадровые агентства — в первую очередь АНКОР и Kelly Services. По словам директора по персоналу “России”, наиболее эффективный канал для поиска специалистов — это работа с вузами (встречи с деканами и со студентами нужных специальностей), а для привлечения рабочих кадров — объявления по телевидению.
А начальник отдела кадров одной из самарских компаний со штатом около 150 человек, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что впервые обратился в кадровое агентство лишь год назад, когда служба не смогла собственными силами закрыть несколько вакансий специалистов по продажам. По его словам, с тех пор руководство выделяет небольшую сумму на подбор персонала через агентства — 25 000-40 000 руб. “Исходя из такого небольшого бюджета мы обращаемся к агентствам только в том случае, когда не можем найти специалиста сами, — говорит он. — Как правило, это именно специалисты по продажам”.
Однако не всегда кадровые агентства могут оказать помощь компаниям в подборе персонала. “Однажды нам нужно было закрыть вакансию технического директора, — рассказывает начальник отдела по работе с персоналом одной из крупных российских компаний, работающих в Самаре. — Мы обратились за помощью к кадровому агентству, и они представили нам трех кандидатов, которые уже были в нашей базе данных и которым ранее мы отказали по разным причинам”. В Самаре рынок труда достаточно узок, поэтому отдел персонала давно работающих на рынке компаний обычно имеет информацию об интересующих его специалистах, добавляет он.
У специализированных рекрутинговых агентств база данных кандидатов несравнимо больше, возражает ему Руденко из “Сената”. “Если отдел кадров делает выборку из 10 резюме, то мы — из 1000. Для одной из крупных самарских компаний мы нашли начальника по производству, который постоянно работал в Казахстане и на момент поиска находился в Ростове-на-Дону”, — рассказывает Руденко.
Директор самарского офиса компании Kelly Services Владимир Бакуров говорит, что в любой крупной западной компании тоже есть своя кадровая служба, но она занимается в первую очередь не подбором персонала, а развитием — обучением и мотивацией сотрудников.
________________________________________________________________
РЕКРУТИНГ ДЛЯ “GM-АВТОВАЗА”
Единственная иностранная рекрутинговая компания, работающая в регионе, — Kelly Services. Ее приход в область (в 2002 г.) связывают с появлением “GM-АвтоВАЗа”. По словам Владимира Бакурова, директора самарского офиса компании Kelly Services, “GM-АвтоВАЗ” входит в список приоритетных компаний, с которыми работает международное кадровое агентство. Но он утверждает, что приход компании в Самару напрямую с “GM-АвтоВАЗом” не связан. Директор по персоналу “GM-АвтоВАЗа” Юрий Скульский сообщил, что при создании предприятия в 2002 г. набор кадров проходил через оценочные центры (Assessment Centres) при помощи немецкой специализированной компании TPM. “Обучив работников нашего предприятия методам оценки персонала, мы стали проводить эту работу самостоятельно”, — говорит он.
Глеб Столяров
Евгений Корнилов
Ведомости – Самара
14.02.2005, №25 (1307)
*