Вне конкуренции. Российский автопром просит у власти защиты от иномарок
В субботу глава Минэкономразвития Герман Греф по итогам рабочей поездки в Калининград заявил журналистам, что МЭРТ предлагает отменить режим льготного растаможивания автомобилей. Одновременно министерство выступает за отмену пошлин на ввоз в Россию комплектующих деталей для производства иномарок в нашей стране.
Сейчас льготный ввоз и продажа иностранных автомобилей – одна из самых доходных статей бизнеса предприимчивых калининградцев. Так что озвученное министром предложение, если оно будет принято, больно ударит по тысячам жителей эксклава. Однако Калининградская область – это еще и гигантская контрабандная дыра, через которую входят и выходят не учитываемые казной миллионы и которую рано или поздно нужно было как-то закрывать.
Как отмечают эксперты, федеральная власть давно не может понять, что ей делать с отрезанной от России областью. За последние 4 года было предложено более сорока концепций законопроекта об образовании в Калининграде особой экономической зоны. Ведь без экономической самостоятельности эксклав обречен либо на медленную хозяйственную агонию, либо на постепенное отмежевание от «остальной» страны.
Вторая часть предложений г-на Грефа, возможно, эту проблему хотя бы отчасти поможет решить. Министр сообщил, что правительство постоянно проводит работу по снижению и отмене пошлин на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России. «Мы ежемесячно принимаем решения по снижению или обнулению пошлин, и до конца 2006 года мы эту работу планируем завершить», – сказал глава МЭРТ.
Связь с Калининградом тут прямая. В мае этого года кабинет министров собирается рассмотреть законопроект, по которому все комплектующие для автомобилей, в том числе кузова и двигатели, планируется ввозить без таможенной пошлины. Этот вопрос почти год муссировался в кабинетах министерств экономического блока, таможенных и антимонопольных служб. И если он наконец решится, в эксклаве куда более активно заработает проект General Motors по выпуску внедорожников, а это и новые рабочие места, и новые машины.
Напомним: Минэкономразвития и Минфин предлагали полную отмену пошлин на все ввозящиеся из-за рубежа комплектующие запчасти и агрегаты, аналогов которым нет в России. Минпромэнерго возражал: по мнению министерства, необходимо снижать таможенные барьеры дифференцированно, чтобы не оставить на обочине «родных» производителей запчастей. Логика промышленников в том, чтобы, замещая отечественные комплектующие более качественными зарубежными аналогами, поднять конкурентоспособность российского автопрома. В итоге ведомства уже более двух месяцев согласовывают длиннющий список запчастей, пошлины на которые должны быть снижены. И конца этому пока не видно. Хотя срок начала действия новых порядков уже определен – вторая половина 2005 года.
Замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин отметил недавно: «Министерство позитивно относится к тенденции увеличения продаж иномарок в России, если эти автомобили производятся на территории страны. Сдержанно – когда новые автомобили ввозятся из-за рубежа. И негативно – если речь идет о подержанных авто». Между тем российские автопромышленники болезненно относятся к разговорам об отмене пошлин на комплектующие, считая, что они для отечественных производителей вреднее, чем импорт готовых автомобилей.
Письмо премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой о защите от зарубежных конкурентов уже направили депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. Генеральный директор ОАО «ГАЗ» Николай Пугин пригрозил, что после принятия закона об отмене пошлин на ввоз комплектующих «сотни предприятий в России будут существовать считанные дни», поскольку в этом случае им придется конкурировать по ценам с иностранными производителями и, возможно, снижать цены на собственную продукцию. Только в Нижегородской области из-за этого могут потерять работу до 70 тыс. человек. В письме, правда, не говорится ни о давно устаревших еще до схода с конвейера «волгах», ни о ставшей «легендарной» их безопасности, ни о запредельных для таких машин ценах. Впрочем, все это в большой степени относится ко всему нашему автопрому, который выживет, только если таможенные границы закрыть на замок.
Потребители же, по мнению экспертов, от полной отмены или частичного снижения пошлин только выиграют. Ведь на российском рынке появится больше иномарок по относительно доступной цене. По прогнозам, отечественный рынок легковых авто к 2010 году должен увеличиться до 2,2–2,5 млн. машин. Ожидается, что предприятия отрасли доведут производство легковушек до 1,2–1,3 млн. штук. При этом производство иномарок в России составит 400–450 тыс. штук, а импорт новых машин приблизится вплотную к 400–500 тыс. в год. Иными словами, национальный продукт будет еще активнее вытесняться с рынка. Таков результат конкуренции, которую наш автопром без заградительных пошлин поддерживать, как еще раз стало ясно, не в состоянии.
АНДРЕЙ ГУЛЮТИН
«Новые Известия»
*