Около 300 тысяч человек в субботу приняли участие в митингах за и против монетизации льгот, прошедших в 77 регионах России. В Москве состоялись акции КПРФ, «Яблока», «Единой России» и ЛДПР. Побывавший на них корреспондент «НИ» обнаружил, что митинг сторонников отмены льгот оказался самым многочисленным. Зато в рядах противников монетизации объединились люди, которых еще недавно трудно было представить в одних рядах.

«Будут судить как пособников Пиночета»

В ожидании митинга КПРФ посреди Калужской площади на грузовике стоял человек с плакатом «Нам не нужен Путин Вова, нам бы Сталина живого». Рядом устанавливали растяжки «Путина бояться – в сортир не ходить» и «Правительство, ты чем думаешь, Зураб твою мать». А из динамиков звучали песни об униженном олигархами народе.

На коммунистический митинг пришло около 4 тыс. человек. Милиционеров и дружинников, охранявших митинг, собралось около 600. «Лимоновцы» активно агитировали манифестантов вступать в свою партию. Заполнившему анкету пожимали руку, бесплатно вручали газету «Лимонка» (беспартийным ее продавали по 5 руб.) и спрашивали, «вызванивать» ли нового члена партии на «акции». Большинство говорили, что «вызванивать». Свою активность «лимоновцы» объясняли тем, что им необходимо срочно насобирать 50 тыс. членов для регистрации партии.

Помимо флагов КПРФ и НБП над толпой развевались знамена партии «Родина», «Авангарда красной молодежи», движения «За достойную жизнь» Сергея Глазьева и даже одинокий флаг со знаком, сильно напоминавшим свастику. К державшим его молодым людям то и дело подходили пенсионеры, называли их провокаторами и требовали флаг убрать. Молодые люди отвечали, что они из Национально-народной партии, что их символ не свастика, а «кельтский крест» и что они здесь потому, что «тоже против Путина».

Митинг открыл председатель Московского горкома КПРФ Владимир Улас. Он заявил, что как после «кровавого воскресенья» 1905 года народ потерял веру в царя, так сегодня после монетизации льгот люди перестали верить в Путина. Товарищ Улас также призвал освободить «лимоновцев», арестованных за захват Минздрава и приемной президента. «Придет время, и тех, кто их судит, будут судить как пособников Пиночета», – пообещал он. Затем выступал генерал, представлявший ветеранов Великой Отечественной войны. Он призвал ветеранов бойкотировать «путинский спектакль» в честь 60-летия победы. Лидер «Трудовой России» Виктор Анпилов стоял на грузовике рядом с Геннадием Зюгановым, хотя еще 7 ноября прошлого года они проводили два разных митинга и Виктор Анпилов обвинял КПРФ в сотрудничестве с «правыми».

Геннадий Зюганов назвал правительство «Путина–Фрадкова» «зондеркомандой», которая занимается уничтожением русских, так как из 9,5 млн. вымерших за годы реформ россиян 9 млн. были русскими. Лидер КПРФ также призвал прямо на митингах на основе штабов протестных действий создавать комитеты национального самоспасения – прообразы будущих Советов, к которым перейдет власть, когда президент уйдет в отставку, а Государственная дума будет распущена. Еще Геннадий Зюганов заступился за арестованных активистов НБП, «отличных ребят, которые не побоялись указать власти на ее преступные законы и поэтому находятся в тюрьмах». Стоит вспомнить, что еще сравнительно недавно «отличные ребята» забрасывали его помидорами как «оппортуниста» и соглашателя.

Завершился коммунистический митинг небольшой дракой. Около двух десятков активистов «Авангарда красной молодежи» и несколько пенсионеров попытались перекрыть улицу Большая Якиманка. Движение на короткое время остановилось. Но бойцы ОМОНа быстро освободили проезжую часть, после чего один из активистов АКМ попал в больницу с черепно-мозговой травмой. Между тем некая старушка бичевала омоновцев стихами: «В магазинах нет резинки, и трусы у всех сползли. Неужели всю резинку на дубинки извели?» Другая старушка с плакатом «Химки борются и побеждают» рассказала корреспонденту «НИ», что когда пенсионеры перекрывали дорогу, то ОМОН приезжал на БТРах, и что эти БТРы нужно переманить на сторону протестующих, и тогда народ победит.

«Долой призыв, даешь контракт!»

Другой митинг против отмены льгот прошел на Пушкинской площади. Здесь численность митингующих и милиции была примерно равной – и тех, и других собралось человек по 300. Из динамиков звучали заводные латиноамериканские революционные песни про Че Гевару, под которые пританцовывали замерзшие активисты молодежного «Яблока». Кроме них, на митинг в разных, но очень небольших количествах пришли чернобыльцы, молодые люди из анархистской организации «Автоном», «Идущие без Путина», российская «Пора», не имеющая никакого отношения к «Поре» украинской, и даже какой-то альтернативный железнодорожный профсоюз.

На земле валялся якобы отобранный у демонстрантов «Единой России» плакат «ВВП, мы с Вами!», об который митингующие демонстративно вытирали ноги. Представитель «Идущих без Путина» рассказывал, что они ходили на митинг «Единой России» раздавать листовки, после чего многих активистов арестовали. Молодые «яблочники» скандировали: «Долой призыв, даешь контракт!» А их лидер Илья Яшин сообщил корреспонденту «НИ», что все старшее руководство партии в отъезде, поэтому никого на митинге не будет.

Митинг открыл депутат Госдумы от фракции «Родина» Олег Шеин. Он призвал распустить Думу и отправить Путина в отставку и предрек социальный взрыв после перехода к платному образованию и 100-процентной оплате услуг ЖКХ. Следом выступил депутат Госдумы Сергей Глазьев, который обвинил Путина в повышении зарплаты чиновникам и отмене льгот простым гражданам. А депутат-коммунист Олег Смолин сообщил, что школы скоро будут переименованы в ГАНО – государственные автономные некоммерческие организации. И делается это, чтобы школы можно было приватизировать. «Пусть сами идут на ГАНО!» – под одобрительный рев толпы заключил депутат Смолин.

«Хватит дурить старушек»

Митинг «Единой России» в поддержку отмены льгот был самым многочисленным, – по оценке ГУВД Москвы, в нем приняли участие примерно 40 тыс. человек. Помимо москвичей, помитинговать привезли жителей соседних областей – Тульской, Калужской, Владимирской. Они несли портреты Путина и плакаты «Мы за стабильность», «Коммунисты, хватит дурить старушек». Для «единороссов», в отличие от остальных митингующих, милиция перекрыла улицы, и они прошли от Триумфальной площади до Манежной, после чего митинг объявили закрытым. Демонстранты сдали плакаты и быстро исчезли в автобусах и метро. На опустевшей Манежной остались только многочисленные милиционеры с собаками. На вопрос корреспондента «НИ», что и от кого они охраняют, один из бойцов честно ответил, что не в курсе.

Владимир Жириновский провел свой митинг поблизости от коммунистического. Разделяло их двойное милицейское оцепление. Всего под знаменами ЛДПР собралось около 150 человек, главным образом студенты. «Коммунисты сто лет требуют одно и то же, а мы готовы помогать народу, что сегодня и делаем», – заявил г-н Жириновский и принялся раздавать собравшимся банкноты достоинством от 50 до 1000 рублей. Демонстранты теснились вокруг вождя, выхватывая деньги. Духовой оркестр играл марши. Мужчина с мегафоном читал по бумажке: «Мы за бедных, мы за русских» – и другие партийные лозунги. Всем собравшимся бесплатно наливали из термосов в пластмассовые стаканы горячий чай и кофе. Как только Владимир Жириновский покинул митинг, оркестр сразу же перестал играть, мужчина с мегафоном – скандировать лозунги, и только одна женщина с флагом ЛДПР возмущалась, что всем, кто держал флаги, доплатили по 100 рублей, а ей нет.

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

«Новые Известия»

14.02.05

понедельник

«Новые Известия»

***