Все в "СОКу". Самарский бизнес намерен взять Ульяновскую область под контроль
(«РК»). Система географического местничества, введенная в моду президентом Путиным, оказалась на редкость заразной – в том смысле, что регионы с нескрываемым энтузиазмом подхватили идею. Теперь приоритеты в кадровой политике определяются, прежде всего, не профессиональными качествами того или иного управленца, а географической широтой.
“У нас тоже свои питерские” — расхожая шутка в политтусовке Ульяновска. Шутка не случайна: после прихода к власти губернатора Сергея Морозова большинство ключевых постов в обновленной региональной администрации оказалось под контролем самарского бизнеса. Эксперты уточняют: управлением региона сегодня вплотную занялась группа компаний “СОК”.
“СОК” представляет собой одну из крупнейших управляющих компаний России, ведущей сферой интересов которой является автомобильная промышленность. Наблюдатели склонны считать, что в Ульяновской области самарская корпорация, получившая, судя по всему, реальную возможность влиять на губернатора Морозова, начала реализацию политики масштабной экспансии. Людей, появившихся в новой администрации области, прежде всего, объединяет прямая или косвенная связь с компанией “СОК”.
В период предвыборной кампании Сергею Морозову, прежде всего, приходилось доказывать электорату, что “СОК” – это не организованная преступная группа, на что особо пытались напирать его оппоненты, а цивилизованная бизнес-структура. В частности, депутат Госдумы Маргарита Баржанова, боровшаяся за губернаторское кресло, на вопрос о том, кто является ее основными противника, ответила буквально следующее: “Кириенко и компания “СОК”.
По информации “РК”, Морозова и “СОК” связывают давние отношения. В частности, бытует мнение, что и на посту мэра Димитровграда, предыдущее место службы нынешнего ульяновского губернатора, Морозов оказался во многом благодаря поддержке самарской компании. Она же в последние четыре года неоднократно выступала инвестором многих социальных проектов, реализуемых в Димитровграде.
Вторжение самарского бизнеса в политическую сферу Ульяновской области было очевидным и заранее прогнозируемым. Компанию, поставившую на неприметного до недавнего времени подполковника милиции, ожидал успех: Морозов, пусть и во втором туре, но все же был избран губернатором.
Наблюдатели отмечают, что произведенные сегодня назначения свидетельствуют в первую очередь о том, что “СОК” решил выстроить в Ульяновской области фундаментальную империю, которая посредством политического влияния окажется способной полностью контролировать регион.
Заместителем ульяновского губернатора по экономической политике назначен Олег Доничев, человек с богатой трудовой биографией. В свое время Доничев работал в администрации Владимирской области, с 1998 года состоял на службе в Москве советником Управления кадров президента РФ, позднее работал советником аппарата полномочного представителя российского президента в Центральном федеральном округе. В октябре 2000 года Олег Александрович возглавил контрольно-ревизионное управление Ижевского автозавода. К слову, ОАО “Автохолдинг “ИжМаш” является ключевым автосборочным производством группы “СОК”.
Заместителем губернатора-руководителем аппарата администрации области Сергей Морозов назначил Александра Большакова. В 1999-2000 годах он занимал должность первого заместителя генерального директора ОАО “Завод “Автоприбор” во Владимире. Последние же пять лет Большаков руководил контрольно-ревизионным управлением ОАО “Димитровградский автоагрегатный завод”. ОАО “ДААЗ” считается предприятием, контролируемым все той же компанией “СОК”. Комментируя данное назначение, губернатор Морозов сообщил, что рабочая группа под руководством Большакова разработала новую структуру управления администрацией области, позволяющую, по словам главы региона, “существенно снизить затраты на содержание аппарата администрации”.
В числе руководителей информационной структуры новой региональной администрации значится Александр Яковлев, известный как бывший топ-менеджер рекламного агентства “СОК”. Г-н Яковлев уже приступил к исполнению обязанностей. В частности, как сообщают источники “РК”, недавно в администрацию на встречу с Яковлевым уже приглашали руководителей пресс-служб организаций и ведомств Ульяновской области. По свидетельству источника, приглашенным порекомендовали не забывать о формировании позитивного имиджа региона и посоветовали уделять особое внимание представителям федеральных СМИ – чтобы сор из избы не выносили.
Руководителем комитета по управлению имуществом администрации Ульяновской области губернаторским распоряжением назначен некто Андрей Баранов, которого также причисляют к “соковской” плеяде управленцев. Г-на Баранова называют выходцем из самарской компании “Газинвест”. Кроме того, он успел поработать с Морозовым в димитровградской администрации.
Один из неформальных лидеров ульяновских демократов в беседе с корреспондентом “РК” заявил, что первые шаги губернатора уже успели насторожить общественность. Проводятся параллели с генералом Шамановым, который привел к власти в области команду заезжих коммерсантов.
Судя по всему, самарский бизнес не прочь взять под контроль и городскую администрацию Ульяновска. Во всяком случае, знаковым представляется назначение на пост заместителя мэра по экономическим вопросам Марины Габидуллиной, которая, по имеющейся информации, в недавнем прошлом курировала финансовую деятельность все того же ОАО “ДААЗ” и ряда других предприятий компании “СОК”.
Нельзя сказать, что происходящие трансформации в региональном политическом русле парадоксальны и загадочны. Утвержденный накануне Морозовым состав региональной администрации чем-то напоминает процедуру возврата долгов инвесторам в форме портфелей – из новых назначенцев в прежней администрации, возглавляемой Владимиром Шамановым, работал только заместитель главы области по экономике Игорь Егоров. Теперь он назначен помощником губернатора.
Процесс смены элит – неизбежен и закономерен. Вопрос в другом: не получится ли, что пришедший к власти подполковник окажется чисто номинальным руководителем, функциональной задачей которого является реализация бизнес-проектов инвестора? История, как известно, имеет свойство повторяться дважды. У области уже был “свадебный генерал”…
Михаил БЕЛЫЙ
«Русский курьер»
№ 473 2005-02-14
*