(«МК»). По всей стране продавцы поддельного бензина успешно дурят нашего брата-автомобилиста. В суррогатных ГСМ «бодяжники» применяют высокотоксичные бензол, толуол, ферроцен, влияющие не только на износ узлов деталей автомобиля, но и на наши мужские способности. По мнению Тимофея Кураева, замначальника 7-го отдела Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) МВД России, до 25% бензинового рынка занимает незаконный или некачественный продукт.

При этом высокопоставленный милицейский чиновник заметил, что официальной статистики не ведется, а оценка ситуации основывается на выводах специалистов.

Рисунок Алексея Меринова

«Бодяжники» наживаются на москвичах

    По данным Московской топливной ассоциации, доля «левака» в столице составляет 10%, а в области — порядка 20%. В Московской области, где, по данным ГУБЭП, производство фальсифицированного бензина очень развито, выявили подпольное производство на территории одной из промзон, где местные «химики» гнали «бодягу» из прямогонного бензина и токсичных октаноповышающих присадок. Было возбуждено уголовное дело по факту незаконного предпринимательства. Но «бизнесмены» успели выручить за свой «левак» не менее 50 млн. рублей. Поддельное топливо реализовывалось на заправках в Московской, Владимирской и Тверской областях. По данным губэповцев, больше всего контрафактного бензина реализуется в Московском и Северо-Западном регионах.

    Как рассказал «МКмобилю» Юрий Перфилов, замначальника ГУНП МВД России, основа контрафактного топлива — прямогонный бензин, не облагающийся акцизом. До легальной переработки доходит не более 10% прямогонки. Остальное топливо через подставные компании или фирмы-«однодневки» уходит в нелегальный оборот. Другой способ получения нелегальных доходов у торговцев топлива выявили сотрудники ГУБЭПа. На нефтеперерабатывающих заводах действуют нормы потери сырья при переработке нефти в бензин. Как выяснилось, заказчик и переработчик договариваются между собой о норме таких «потерь». Только на одном из нефтеперерабатывающих заводов такие потери составили порядка 1 млрд. рублей! А подобных предприятий в России — десятки…

    Сотрудники правоохранительных органов также сталкиваются с определенными проблемами при выявлении незаконных операций с топливом. Из наиболее серьезных Кураев назвал прежде всего отсутствие у транспортирующих компаний единой системы регистрации потерь углеводородов при обнаружении так называемых «врезок» в трубы нефтепроводов. По этой причине многие уголовные дела о хищении нефти не возбуждаются, поскольку сами компании затрудняются определить — сколько же нефти у них пропало.

    Другая проблема — дороговизна проведения лабораторных экспресс-анализов некачественного топлива. Сегодня простейшая экспертиза масел стоит 8000 рублей. За исследование бензина и дизтоплива в аккредитованных лабораториях берут уже 9000 рублей. Всего же по всей территории России выявляются сотни тысяч случаев подделки топлива. Соответственно, общая стоимость экспертиз в масштабах страны достигает сотен миллионов рублей. Вопрос, где брать деньги, остается открытым.

    В этом году Департамент экономической безопасности МВД будет выходить в правительство со своими предложениями по контролю за незаконным оборотом нефтепродуктов. Губэповцы предлагают создать единую службу контроля за производством и реализацией нефтепродуктов. Она основывалась бы на введении постоянно действующих налоговых постов с обязательной выдачей свидетельства о регистрации юрлица, совершающего операции с нефтепродуктами. МВД также предлагает ввести обязательную сертификацию тормозных жидкостей, жидкостей для системы охлаждения, автокосметики и присадок в масла и топливо.

Как бороться с недоливом

    Что же касается другого бича всех автомобилистов — мелкого недолива топлива на АЗС, то здесь, считают губэповцы, повлиять на ситуацию пока не представляется возможным. В УК соответствующей статьи, увы, нет. Однако что касается недолива бензина на заправках в крупных масштабах, то здесь успехи имеются.

    Как рассказали милиционеры, уже заведены тома по так называемому «делу о чипах». В «мозги» обычной колонки на АЗС устанавливается электронный блок, управляющий выдачей топлива по принципу — чем больше заливаешь, тем больше недоливают. Система срабатывала, если водитель заливал не менее 40 литров. Поэтому сотрудники ГУБЭП рекомендуют на всякий случай за раз более 15—20 литров в бензобак не заливать.

   

    НАШИ ЭКСПЕРТЫ

    Николай МАЛИНОВ, замначальника ГУБЭП МВД РФ

    В прошлом году «бодяжники» нанесли государству ущерб в 22 млрд. рублей. Всего за 2004 год в топливно-энергетическом комплексе выявлено 8556 преступлений, связанных с незаконным оборотом нефтепродуктов. В том числе выявлено 96 случаев незаконного предпринимательства, 238 фактов уклонения от уплаты налогов с организаций. За минувший год в суд направлено 5590 уголовных дел, связанных с фальсификацией и незаконным оборотом нефтепродуктов.

МКмобиль

от 07.02.2005

Иван АККУРАТОВ

МКмобиль

***