Новости Голливуда. Кто сумасшедший? Триллер "Игра в прятки"
Триллер «Игра в прятки» (Hide and Seek) можно назвать дважды психологическим. Во-первых, у него есть все признаки жанра, а во-вторых, что довольно ново, одним из двух главных героев фильма является профессиональный психолог Дэвид Кэллоуэй (Роберт Де Ниро). Психология занимает настолько важное место в картине, что автору сценария Ари Шлоссбергу понадобилась еще одна значительная роль психолога. Это бывшая ученица доктора Кэллоуэя Кэтрин (Фамке Дженсен).
В общем, психологическая загрузка происходит по полной программе. Хотя и не компьютерной, поскольку «мыслительный» процесс компьютера в общем-то предсказуем, во всяком случае пока, а вот что творится в головах людей – большая загадка. Даже для психологов.
В фильме автор сценария и режиссер Джон Полсон (Swimfan, в российском прокате «Фанатка») поначалу представляют дело так, что профессионал, детский психолог доктор Кэллоуэй находится в затруднении с собственной дочерью Эмили (Дакота Фэннинг). Она, как нам показывают, увидела в ванной мать (Эми Ирвинг), перерезавшую себе вены, и получила глубокую психологическую травму. Девочка находится в состоянии почти кататонии, она практически отрезала себя от окружающего мира.
Чтобы сменить обстановку, Дэвид покупает дом в пригороде Нью-Йорка. Он надеется, что с переездом печальные воспоминания Эмили о случившемся в Манхэттене уступят место размеренности сельской идиллии. Но мы-то, опытные кинозрители, знаем еще по фильмам Хичкока (явно вдохновлявшего авторов), что отдельно стоящий дом на опушке леса обязательно станет местом, где начнут происходить странные вещи.
Они и начинают происходить. Эмили, как нам показывают, постепенно превращается в маленького монстра, терроризирующего отца. За этим психологическим террором скрывается некий Чарли — воображаемый друг девочки, который якобы заставляет делать ее или сам совершает довольно страшные вещи, вплоть до убийства молодой женщины Элизабет (Элизабет Шу), на которую обратил внимание Дэвид.
Правда, до того, как события начнут приобретать все более трагический оборот, Дэвид после консилиума с Кэтрин даже считает, что наличие Чарли во внутреннем мире Эмили поможет ей избавиться от комплексов.
Но, как оказывается, Чарли не такой уж воображаемый друг. Как водится в триллерах, авторы постоянно играют со зрителем в поддавки, подставляя ему возможных кандидатов на роль реального Чарли. Это и местный шериф, и потревоженные смертью собственной юной дочери (!) соседи, и даже подозрительный агент по недвижимости, якобы забывший отдать дополнительную пару ключей от дома. (Тут авторы довольно умело отыгрывают подсознательный страх американского горожанина перед «деревенщиной»).
Но в отличие от Хичкока молодой режиссер Полсон не превращает дом в «действующее лицо». Он помещает «демонов» в самих героев. Дакота Фэннинг, которую без преувеличения можно назвать «детским вариантом Мэрил Стрип» (настолько эта еще маленькая девочка разнообразно талантлива!), практически до конца картины несет на себе ее тяжкий психологический груз. Выразительные глаза юной актрисы передают ужас и страх, а также его внушают, если это требуется по сюжету.
Не знаю, так ли это было задумано, но на фоне игры Дакоты многоопытный Роберт Де Ниро не смотрится. На его месте мог быть любой другой актер. Даже когда сюжет совершает абсолютно неожиданный и, я бы сказал, совершенно неоправданный даже в жанре триллера поворот с перестановкой акцента с дочери на отца, игра Де Ниро не более чем адекватна, даже ремесленна.
К концу картины психология постепенно превращается в психопатологию, но заключительные сцены оказываются менее интересны, чем вступительные, поскольку, как полагается в голливудском триллере, все должно закончится обычным побиением.
Но, к счастью, не побиением младенцев.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
11 Feb 2005
***