Трудно поверить, что кто-либо в сегодняшней России захочет посвятить музейную выставку эпохе 1970-х. Но Америка так молода, что тридцатилетняя давность событий дает основание считать их историческими, а это значит — исследовать, изучать и демонстрировать новым поколениям. Ко всему прочему в Америке 1970-х родилось диско.

Вот ему-то и посвящена выставка в Библиотеке исполнительских искусств Линкольн-центра (до этого она в расширенном варианте была показана в Сиэтле). Поверьте, вас ожидает немало интересного и просто приятного, поскольку ваше путешествие по небольшому выставочному залу будут сопровождать динамичные мелодии 1970-х — в исполнении Донны Саммер и других звезд диско.

Диско началось в Нью-Йорке, на рубеже 1970-х. Началось с обычных вечеринок в лофтах Гринич Вилледжа, куда приходили друзья и знакомые — только по приглашению. Приходили, чтобы потанцевать под энергичные ритмы, которые микшировали молодые талантливые диск-жокеи, стремясь уловить настроения толпы, то подстраиваясь под нее, то заставляя ее следовать за их «сюжетом». Первый танцевальный клуб, который так и назывался — «Лофт», был открыт 14 февраля 1970 года. И началась «танцевальная лихорадка», которая вскоре захватила все американское общество (на выставке можно увидеть фотографии лихо отплясывающих старушек и кинокадр, к примеру, с танцующим… Владимиром Горовицем) и отразилась на самых разных сторонах американской жизни: от моды до кино. Одно из самых заметных свидетельств — фильм «Saturday Night Fever» (1977), прославивший Джона Траволту и породивший целый ряд подражаний.

Диско было продолжением сексуальной революции 1960-х и символом раскрепощения в американском обществе. В 70-е годы социальная острота предшествующего десятилетия уступила место желанию развлекаться и веселиться без удержу, вне рамок и границ. Радоваться жизни! На смену трогательным полевым цветам 1960-х пришли пронзительные «пластиковые» краски, блестки и крутящиеся зеркальные шары, создававшие ощущение сказочной нереальности. Жесткий рок сменился дурманящими ритмами диско, которое — вот удача! — как нельзя лучше сочеталось с кокаином. Тут стоит напомнить, что наркотики в то время не считались опасными и пользовались ими значительно шире и свободнее, чем сейчас.

Диско породило своих звезд — таких, как Донна Саммер или группа «Би-Джиз». Но в первые годы оно существовало почти подпольно, не имея широкого доступа ни к радио, ни к телевидению. Диск-жокеям пришлось пять лет бороться за то, чтобы звукозаписывающие компании бесплатно снабжали их записями. Только в 1973 году «Любовная тема» Барри Уайта и его оркестра «Love Unlimited» стала первой диско-записью, прорвавшейся в официальные списки «хитов», и тогда же журнал «Роллинг Стоун» посвятил диско первую большую статью. Песни в стиле диско стали занимать первые места в таблицах популярности, тем самым вызвав недовольство и протесты профессионалов от рок-музыки.

В середине 1970-х Америку наводняет «Евродиско» — со своим характерным звучанием, в 1977 году открывается знаменитая «Студия 54», завсегдатаями которой становятся Бьянка Джаггер, Лайза Минелли, Рудольф Нуриев, Жаклин Кеннеди-Онассис, Трумэн Капоте и прочие «кто есть кто», а в 1979 году звезда диско Глория Гэйнор получает единственную в истории жанра премию «Грэмми» — за песню «I Will Survive». В том году в Америке действовало уже 15 тысяч дискотек, и такой солидный журнал, как «Ньюсуик», поместил большую статью «Диско царит», в которой объявил, что року давно пора потесниться, потому что «диско пришло и останется». Рокеры давно уже обратили на это внимание и начали сочинять своего рода «гибриды» диско и рока — такие, как «Do Ya Think I’m Sexy» Рода Стюарта.

Но совсем скоро все это кончилось. Полиция и представители налоговой инспекции обнаружили в «Студии 54» кокаин (что было совсем нетрудно), а к тому же нашли мешки с пачками долларовых банкнот. Студия была закрыта. В 1980-е серьезный удар по диско был нанесен начавшейся эпидемией СПИДа — ведь одной из главных «движущих сил» направления были гомосексуалисты и их собственные клубы. Диско начало умирать вместе с его поклонниками.

Выставка в Библиотеке исполнительских искусств — не столько исследование, сколько ностальгическое воспоминание, тем более острое, что многие участники событий еще живы (и многие, кстати, пришли на официальное открытие в одежде 1970-х годов, украшенной блестками и оборками…) В витринах — тоже костюмы: те, что носили знаменитости — например, Патти Лабелл. На нескольких телемониторах мелькают кадры из популярных фильмов, телепрограмм и видео — например, тех, что учили модным танцам. Здесь же — входные билеты в разные клубы, а также афиши, музыкальные инструменты, вырезки из газет и журналов, фотографии (Бьянка Джаггер на белой лошади — в день своего рождения в «Студии 54»), высказывания знаменитостей (например, Энди Уорхола о том, что он страдает «социальным заболеванием: каждый вечер должен куда-нибудь идти…»). А еще — разбросанные по всем залу «станции» для прослушивания — с наушниками, кнопками, лампочками и набором конвертов для долгоиграющих пластинок с музыкой диско. Если народу в зале немного, можно даже потанцевать.

02.10 07:59 pm | Майя Прицкер, NRS.com

DAILY RUSSIAN AMERICAN NEWSPAPER ON THE WEB

02.11.2005 ПЯТНИЦА 12:59 am

«Новое Русское Слово»

NRS.com

*