Высший пилотаж охраны. Радио- и спутниковые противоугонные системы последнего поколения найдут машину хоть на краю света
(«НИ»). На днях в Москве с охраняемой стоянки, продающей автомобили, угнали сразу 12 машин. Ущерб компании составил около 2 млн. 700 тыс. рублей. Новые авто не были оборудованы ни сигнализацией, ни тем более противоугонной системой. А зря. Системы радио- и спутникового обнаружения представляют высший пилотаж разработчиков противоугонных систем. Пока это довольно дорогие удовольствия, но их производители уже всерьез задумываются над тем, как сделать их более доступными. Такими же, как мобильные телефоны.
Местоположение угнанной машины
оперативно определят по электронной карте города.
Радио – это не то, что вы думали
Первое поколение радиопоисковых противоугонных систем работало в так называемом спящем режиме: тревожный радиомаяк активировался только после звонка потерпевшего в диспетчерский центр. Но если учесть, что большинство машин угоняют ночью, когда их хозяева безмятежно спят, то можно понять, что время с такими радиосистемами работало на угонщиков. За несколько часов до утра автомобиль можно было перегнать, отогнать в «отстойник» и вообще разобрать.
Совсем по другому принципу работает последнее поколение радиопоисковиков. Например, радиопоисковая система «АвтоЛокатор», созданная с использованием военных технологий, при любой попытке несанкционированного проникновения в салон машины автоматически подаст сигнал тревоги в диспетчерский центр. А сеть пеленгационных станций компании позволит вычислить координаты автомобиля по так называемому триангуляционному методу с минимальной погрешностью. Затем по спецканалу связи информация будет передана в дежурную часть ГУВД, а дальше – уже дело техники сотрудников милиции и ГИБДД. Интересно, что эта система позволяет вычислить даже автомобиль, спрятанный в кирпичном гараже. Если преступники загнали машину в гаражный комплекс из трехсот боксов, «АвтоЛокатор» безошибочно определит, за какой из дверей находится украденная машина. Выезжающие на место происшествия мобильные группы реагирования «АвтоЛокатора» также имеют в своем распоряжении портативное локационное оборудование.
Единственным минусом радиопоисковых противоугонных систем остается ограниченный радиус их действия, который зависит от количества пеленгационных станций и их расположения. Так, зона действия «АвтоЛокатора» – Москва и 20-километровый пояс за пределами МКАД.
Радиооборудование и его установка обойдутся как минимум в 500–1 тыс. долларов, а ежемесячное обслуживание – в 20–30 долларов. Невысокая цена за гарантированное спокойствие.
Спутник – друг автомобилиста
Спутниковые же охранно-поисковые системы («АвтоЛокатор-Сателлит», «Цезарь-Сателлит», AutoConnex) практически не ограничены территорией действия и работают на основе спрятанного в машине маленького приемника спутникового сигнала GPS. Его размер не больше мобильного телефона, но при этом он способен определить координаты местонахождения угнанной машины с точностью до нескольких метров. Данные пересылаются на центральный пульт охраны по каналу телефонной сотовой связи GSM. Ее главное преимущество – возможность непрерывно, вне зависимости от времени суток, погодных и иных условий, определять координаты объекта с точностью до нескольких метров.
Так вот машина, оборудованная такой электроникой, всегда под наблюдением в любой точке, где есть сотовая связь. Проникший в автомобиль угонщик и не подозревает о том, что оператор диспетчерского центра уже определил по электронной карте города не только местонахождение подавшего сигнал тревоги автомобиля, но и то, какие датчики сработали. Умная система в считанные секунды определяет, что за рулем оказался чужой. Дело в том, что большинство таких устройств работает по принципу идентификации владельца. Например, небольшой спутниковый комплект «АвтоЛокатор-Сателлит», установленный в салоне автомобиля и скрытый от посторонних глаз, всегда требует от хозяина подтверждения. Для этого человеку достаточно набрать правильную комбинацию цифр на кодонаборнике, либо воспользоваться ключом Далласа, либо просто иметь при себе особую метку, распознаваемую поисковой системой. Автовладелец сам выбирает один из приемлемых для него вариантов еще при установке системы «АвтоЛокатор-Сателлит», которая, кстати, действует на всей территории России и Европы.
Стоят спутниковые охранно-поисковые системы от полутора до нескольких тысяч долларов плюс 30–100 долларов в месяц на обслуживание. Заплатив эти деньги, можно спать спокойно, а если машину угонят, вероятность того, что ее найдут, очень велика – свыше 85% .
Правда, до недавних пор сотрудники правоохранительных органов не считали спутниковые системы панацеей – ведь любой GSM-сигнал можно заглушить, что и практикуют продвинутые воры. Однако оператор диспетчерского центра способен дистанционно заблокировать двигатель автомобиля, включить аварийную звуковую и световую сигнализацию. А сам владелец, воспользовавшись «тревожной» кнопкой, в любой момент может рассчитывать на помощь, если на него напали прямо в салоне автомобиля, и отслеживать маршрут, если машиной пользуются третьи лица. Правда, это последнее качество нередко используется не по назначению. Часто объектом постоянной слежки становятся ни о чем не подозревающие жены. Их благоверные, желающие все держать под контролем, просто заключают контракт с фирмой на оказание соответствующих услуг. Другой вариант: о внезапном исчезновении мужа вместе с машиной в диспетчерский центр сообщает обеспокоенная супруга. Начинается поиск, в результате которого находят и машину, и мужа, да не одного, а с прекрасной незнакомкой. Самый же распространенный случай – когда сигнал тревоги активируют в пьяных драках на бурных вечеринках, а потом просят приехавший патруль разобраться с обидчиками. За определенное вознаграждение разбираются, ведь слово клиента – закон.
Уникальная технология
Некоторые компании создают совершенно новые продукты, которые пользуются повышенным спросом – особенно у владельцев очень дорогих, эксклюзивных автомобилей. Так, у «АвтоЛокатора» есть обладающая непревзойденными техническими характеристиками комбинированная система «АвтоЛокатор-Супер», разработанная специалистами компании и не имеющая аналогов в России. Уникальность ее в том, что она включает и спутниковый, и радиопоисковый модули.
Эта система объединяет все преимущества и спутникового позиционирования, и радиолокации. Зона ее действия – Россия и Европа, но при этом в пределах МКАД она устойчива к воздействию радиопомех даже в подземных гаражах и тоннелях. Комплектация дополнительно включает датчик крена, мгновенно срабатывающий при попытке погрузить машину на эвакуатор. Плюс к этому система совместима и с рядом штатных автомобильных сигнализаций. В 2002 году «АвтоЛокатор-Супер» стал лауреатом премии «Золотой капкан» и получил диплом «Лучшая противоугонная поисковая система». Эту систему по достоинству оценили и страховщики. Возврат автомобилей, оборудованных системами «АвтоЛокатор», имеет самые высокие показатели.
Но не только специалисты отмечают разработки компании. В январе 2005 года решением Общественно-экспертного совета Российского и Московского фондов защиты прав потребителей компания «АвтоЛокатор» была награждена дипломом «За активное участие в формировании цивилизованного потребительского рынка в России» и почетным знаком «Лучшие в России».
НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА
«Новые Известия»
11.02.05
пятница
***