(«НИ»). Сегодня, в день смерти Пушкина, закрывается XII Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль. По традиции в Святогорском монастыре в этот же день отслужат литургию на могиле поэта, а вечером на сцене в Пушкинских горах состоится концерт мастеров искусств государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ. Опера».

Фразу «Пушкин среди нас» организаторы

фестиваля поняли буквально.

______________________________________

Ко всем известному изречению о том, что «Пушкин – наше все», следует добавить вторую, уточняющую, часть: «но не везде». До сих пор великий создатель поэзии и прозы – на театральной сцене редкий гость. За почти полтора столетия театральных постановок «Бориса Годунова», «Маленьких трагедий», «Русалки», инсценировок его прозы удачи можно перечислить по пальцам одной руки. Пушкинский театральный центр, созданный актером и поэтом Владимиром Рецептером, вот уже двенадцать лет борется «за внедрение Пушкина на драматическую сцену». Справедливо полагая, что спрос рождает предложение, театральный фестиваль из года в год приглашает пушкинские постановки из разных мест страны и даже с просторов СНГ. Учредители отказались от снобистского принципа выбора «лучших и самых достойных», полагая, что сам факт обращения к пушкинским текстам является поступком, заслуживающим награды. На фестиваль приезжают и «священные чудовища» столичных академических театров, и никому не известные скромные полулюбительские коллективы. Самые рьяные консерваторы, до сих пор ставящие Пушкина в лучших традициях накладных бород, усов и боярских костюмов, соседствуют с самыми лихими экспериментаторами. «Пушкин для детей» сменяется поэтическими мастер-классами, рассчитанными на театральную элиту.

Именно в Пскове великий Эймунтас Някрошюс показал России «Маленькие трагедии», может быть, самый совершенный свой спектакль. Качался пущенный рукой Сальери метроном, а Моцарт разламывал рояль, чтоб, вытащив одну струну, раскрутить ее над головой и услышать новую музыку сфер. А Дон Жуан перебрасывался зажженными спичками с Донной Анной, и спички становились искрами любви, соединявшими двух людей огневой нитью. Чтобы показать своего «Бориса Годунова» Пскову и Пушкинским горам, Олег Ефремов специально заказал мхатовским мастерским два варианта декораций к спектаклю. А Анатолий Васильев и Петр Фоменко знакомили участников фестиваля со своими штудиями в области работы над пушкинским стихом.

В этом году Михаил Левитин, руководитель театра «Эрмитаж», представил в Пскове свою версию о виновниках гибели поэта. В его постановке «Изверг» по собственной пьесе главным действующим лицом становится Идалия Полетика (Ольга Левитина). Поэта, по мысли Левитина, убивает отнюдь не светское общество, а оскорбленная женщина. Шустрый Пушкин как-то сунул даме руку под юбку и пулей вылетел на улицу, а Идалия забилась в истерике. Так начинается вполне феминистская история борьбы женщины с оскорбителем. Борьбы, впрочем, вполне безуспешной. И через сорок лет после дуэли на Черной речке простонародье считает бедную Полетику то ли вдовой, то ли любовницей Пушкина, и одесситы ставят памятник поэту прямо под ее окнами. Сам Пушкин появится на сцене всего раз, тенью пройдет мимо занятых болтовнею дам, не желая им мешать, спрячется в свой кабинет. А сцена будет безраздельно отдана интриганам всех мастей. Влюбленная в Пушкина и смертельно оскорбленная им женщина проведет длинную интригу, сводя Дантеса с Натали, инициируя подметные письма. Оправдывая себя, она приводит довод, достойный Сальери: «Господь надругался над нами, сделав такого человека первым поэтом России!». В финале гроб с телом Пушкина увозят в какую-то умопомрачительную даль – в Вечность и Бессмертие. А оставшимся в живых только и выпадает на долю, что бесполезные воспоминания и сожаления.

Хорошо был принят на фестивале спектакль молодого режиссера Гарольда Стрелкова, представившего постановку «Фантазии Ивана Петровича». В основу спектакля легли «Станционный смотритель» и «История села Горюхина». Иван Белкин превращен режиссером в романтического сочинителя, по ходу преображающего реальность в писательские фантазии и умирающего от любви к придуманной им Дуне (Инга Оболдина), дочке станционного смотрителя.

Необычным было соседство в программе рок-постановки и мюзикла. Пушкина в стиле рок показал на фестивале Русский театр драмы из Карелии. А Марк Розовский привез в Псков свою «Бедную Лизу», первый советский мюзикл.

ОЛЬГА ЕГОШИНА

«Новые Известия»

10.02.05

четверг

«Новые Известия»

***