(«РК»). Здание усадьбы графа Орлова-Давыдова в селе Усолье Шигонского района Самарской области осталось без охраны, поскольку с января нынешнего года прекращено ее финансирование из районного бюджета. Уже не один десяток лет областной Департамент культуры (теперь Министерство) пытается найти варианты, чтобы сохранить старинную усадьбу, представляющую большую историческую ценность.

Графские владения зарастают кучами мусора и растаскиваются местным населением на стройматериалы. Департамент культуры несколько раз писал письма в УВД Шигонского района с просьбой помочь уберечь исторический памятник. Три года назад из областного бюджета частично выделили средства на охрану той части усадьбы, которую сельчане разворовывают особенно активно. А в прошлом году бюджет Шигонского района взял на себя содержание трех сторожей усадьбы. Толку от них было мало, но все же имелась хоть какая-то видимость охраны памятника. С 2005 года из-за того, что бюджет был принят с большим дефицитом и пришлось здорово экономить, усадьба графа Орлова-Давыдова осталась даже без этих сторожей, то есть один на один с местным населением, жаждущим поживиться дармовым кирпичом.

Так как комплекс усадьбы находится в федеральной собственности, денег на ее сохранение и восстановление можно ждать очень и очень долго. В областном Департаменте культуры считают, что самый лучший выход из этой ситуации – подарить усадьбе вторую жизнь. «Если графские владения привести в порядок, то там можно было бы устраивать презентации, конференции и т.д.. В краеведческом музее Сызрани хранится уцелевшее от расхитителей убранство усадьбы. Можно было бы восстановить интерьеры, сделать музейные и представительские палаты. За границей ведь часто проводят конференции в замках. Внутри была бы гостиница, зал заседаний, комнаты для прессы…», — начальник отдела по сохранению культурных ценностей областного Минкультуры Светлана Генералова считает, что усадьба столь исторически значимой личности, как граф Орлов, вполне подошла бы для какого-нибудь представительства. Однако до сих пор желающих вложить в реставрацию графских владений деньги не нашлось.

Первые упоминания о селе Усолье встречаются в летописях уже в XVI веке. Петр Первый, собиравшийся основать на волжском берегу крепость, защищавшую от нападения разбойников проплывающие мимо торговые суда, отдал Усолье во владенье князю А. Меншикову. Попав после смерти покровителя в опалу, князь лишился усольских земель, и воплотить задумку Петра в жизнь смогла лишь Екатерина Вторая. Усолье вновь досталось фавориту, на этот раз – графу Григорию Орлову. Именным указом Екатерины Второй от 1768 года Орлову была пожалована большая вотчина, в которой насчитывалось 36 селений с крепостными крестьянами в 26-27 тысяч душ и около 300 тысяч десятин земли. В конце XVIII века единственным владельцем Усольской вотчины остался младший из Орловых — Владимир Григорьевич. Он рачительно хозяйствовал в своих имениях на Волге, которые приносили немалый доход.

Надо сказать, что орловским крестьянам жилось не так уж плохо. Так, как заботился о своих крепостных граф Орлов, в то время мог позволить себе не каждый барин. Специально для мальчиков-сирот Орлов открыл училище, готовящее бурмистров, конторщиков и писарей для работы в усольской вотчине. В Усолье была открыта одна из первых частных больниц. Вся деятельность лично контролировалась графом В. Орловым. Лекарства для больницы, предназначенной для орловских крестьян, постоянно покупались в Москве. Граф также построил

несколько фельдшерских пунктов, так называемые родильные бани и детские приюты, то есть, говоря современным языком, — роддома и ясли.

В XVIII и начале XIX века почти все строения в Усольской усадьбе были деревянными, поэтому в 1812 году во время сильного пожара все крестьянские избы и старый графский дворец сгорели. После этого здания графской усадьбы было велено строить каменными. Новый проект села Усолья с усадьбой и парком по распоряжению графа В. Орлова составил крепостной архитектор Христофор Сахаров (Шмит). Отстроенное заново село находилось ниже графского имения, на берегу Волги. В настоящее время это место затоплено Жигулевским морем.

Перед затоплением сельские дома были перенесены выше имения, поэтому графская усадьба в наши дни оказалась почти на берегу Волги. Под воду ушла и часть прекрасного парка, окружавшего усадьбу Орловых-Давыдовых.

Усольский парк состоял из примыкавшей к графскому дому небольшой регулярной части с клумбами и дорожками, посыпанными толченым кирпичом. В нем насчитывалось 16 сортов сирени, из жигулевских лесов в парк перевозились тщательно подобранные породы деревьев: дубы, липы, клены, сосны… На клумбах росли георгины и астры восемнадцати цветов. Таким образом, парк больше напоминал ботанический сад. Прямо перед графским домом находилась

площадка с фонтаном и стоящей в нем скульптурой мальчика с гусем.

Прекрасно налаженное хозяйство разрушила революция 1917 года. Последние владельцы усольской вотчины, внуки В. Орлова-Давыдова Владимир и Александр Анатольевичи Орловы-Давыдовы, с частями белой армии покинули Россию. Поволжская усадьба со всем ее богатством осталась брошенной. Усольские крестьяне растащили оттуда много мебели, картин, скульптур, книг и предметов быта.

Летом 1918 года председатель археологического общества А. Елшин обратился в штаб Народной Армии с письмом, в котором сообщал о том, что «в селе Усолье в усадьбе графа Орлова-Давыдова имеется много предметов, весьма ценных в историческом и археологическом отношении: замечательная большая старинная библиотека, исторический архив, различные коллекции и т.п.».

Елшин писал, что эти предметы очень важно сохранить, и просил «наиболее ценные для науки вещи перевезти в Самару и поместить их на хранение в городском музее». Эта просьба была выполнена. В частности, уникальная усольская библиотека в количестве более тысячи томов находится сейчас в отделе редких книг областной научной библиотеки. А остальная художественная коллекция распределена между тремя музеями области: самарскими — краеведческим и художественным и сызранским краеведческим.

В 1919 году усадьба графа Орлова была передана на баланс Наркомзема РСФСР. В бывшее имение вселился сельскохозяйственный техникум Народного Комиссариата Земледелия. Он пробыл там до 1975 года. Потом техникум из разрушающейся усадьбы перевели в новое специально построенное для него здание. А усадьба осталась в запустении и то и дело подвергалась расхищению со стороны местных жителей.

Года три-четыре тому назад на руинах некогда одного из самых крупных усадебных ансамблей России поселились бомжи. Они продолжили разграбление усадьбы. Появились опасения, что они могут окончательно уничтожить «памятник архитектуры, охраняемый государством».

Все беды имения графа Орловых происходят по той причине, что фактически усадьба не принадлежит никому, ее статус подвешен в воздухе. Усольское имение, официально считающееся памятником культуры федерального значения, не закреплено за балансом ни Самары, ни Сызрани, ни Тольятти.

Пока ведутся многолетние пересуды о необходимости восстановления старинной усадьбы и ее реконструкции, владения фаворита Екатерины Второй рассыпаются на глазах. Здания барских конюшен отданы под жилье, в части графского дома расположились мастерские местного колледжа. От некоторых строений остался лишь один ярус, в плачевном состоянии пребывает и знаменитый орловский парк, где сельчане пасут скот. По-видимому, в итоге судьба усадьбы Орловых будет такой же, как и у остальных имений Самарской губернии, которые просто-напросто исчезли с лица земли.

Сергей Ишков

«Русский курьер»

№ 471 2005-02-10

"Русский курьер"

*