Именинники: Агафья, Макарий, Феодосий, Федула.

Обереги коровушку, посытнее накорми. Хорошая хозяйка в эти дни не раз в хлев-то сходит, сенца подбросит в ясли, поглядит кормилицу: «Корова на дворе — сыть на столе.»

Варят кашу на молоке. И старая бабка угощает корову кашей. Окрапляет ее святой водой, принесенной из церкви. Чтобы стельная корова принесла телушку, большуха берет сковороду и ввечеру 18 февраля идет доить ее верхом на сковороде. После поджигают на сковороде вересковые ветки, палят — и дым, чад от веток, по народному поверью, должен упасти хлев от лишнего глаза при отеле коровы.

К этому дню в неурожайные годы кончались корма — по крестьянским дворам ходила коровья смерть. Хлева убирали лаптями, обмоченными в деготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота коровью смерть. Для предотвращения падежа скота женщины ночью скрытно, в одних рубахах проводили обряд опахивания деревни. Мужчинам и детям строго запрещалось в это время выходить из избы «ради беды великая»; они запирали ворота, загоняли скот в хлева и привязывали собак.

В соху впрягали вдову-повещалку и с зажжеными лучинами, с кочергами, серпами и помелами троекратно опахивали все селение. Так прокладывали борозду межеводную, т. е. отделяющую деревню от нечисти. Горе тому животному, которое попадается в это время навстречу: его убивают без пощады, предполагая, что в образе его скрывается коровья смерть. По окончании обряда все женщины расходились по домам с полной уверенностью, что за обведенную черту не сможет пробраться коровья смерть.

! Корову палкой бить — молока не пить.

! С маслом да сметаной бабушкин лапоть съешь.

"Русская традиция"

*