Объем российского винного рынка находится в пределах 35-40 миллионов декалитров в год. Причем только московский рынок в денежном выражении составляет более 300 миллионов долларов, отмечается в рейтинге, составленном РИА «РосБизнесКонсалтинг».

Надо отметить, что темпы роста потребления и продаж вина в России увеличились за последние несколько лет соответственно на 15 и 25 процентов, и похоже, что тенденция к росту не вызывает сомнений. На текущий год эксперты прогнозируют рост рынка вина примерно на 12 процентов. Для сравнения: прогноз на тот же период для самых крупных винных рынков мира — США и Великобритании — составляет 2,6 процента и 4 процента соответственно, отмечает РБК. Российский же винный рынок сейчас сопоставим по динамике роста лишь с китайским (около 7 процентов в год). Однако китайцы в основном пьют вино дешевое, а россияне год от года потребляют все более изысканные и дорогие вина.

Элитные вина в России сейчас занимают около 7 процентов рынка. Основная тенденция, наблюдавшаяся в ушедшем году, — смещение интереса в сторону натуральных виноградных вин, то есть вин качественных.

Всемирные производители вин с опаской смотрят на российское виноградарство, поскольку считают его весьма рискованным как по климатическим соображениям, так и политэкономическим. На самом деле в России тенденция снижения сбора винограда сохраняется уже десятилетие, а вот потребление винограда и алкогольных напитков из него весьма стабильно.

Совокупное производство винограда в России на душу населения составляет 0,2-0,3 килограмма столового винограда, а это в 50-60 раз ниже потребления. Общее снижение производства винограда привело и к сокращению производства натуральных вин. По данным Минсельхоза России, выпуск виноградного вина в России в последние 3 года по сравнению с 1980 годом уменьшился в 6 раз и составляет 20-25 процентов мощности винодельческих предприятий. А посему более половины всего объема продаж на российском рынке вина приходится на импортные напитки. Прирост натурального объема внешних поставок вина за 10 месяцев 2004 года составил 52,2 процента, выручка импортеров за этот период возросла на 41,4 процента.

В 2004 году количество специализированных заведений, осуществляющих торговлю вином, говорится в рейтинге, проведенным РБК, увеличилось более чем в 1,5 раза. На сегодняшний день только в Москве насчитывается около 20 винных бутиков и более 120 сетевых и профильных магазинов по продаже вина и другой алкогольной продукции.

Что касается «серого» рынка элитного алкоголя в России, то он толком не изучен, но, по различным оценкам экспертов, может составлять в секторе около 25 миллионов долларов в год, что в целом не очень много, поскольку составляет среднегодовой объем среднестатистической импортной компании.

В зависимости от специализации виноторговых компаний объем продаж их увеличился от 17 до 80 процентов. По мнению экспертов, в секторе розничных продаж бутиков увеличилась доля продаж вин как Старого, так и Нового Света, а покупательная способность в 2004 году увеличилась в среднем на 1 евро с покупки по сравнению с 2003 годом, причем, отмечают эксперты, доля молдавских вин хотя и продолжает занимать лидирующие позиции в структуре российского импорта, но постепенно сокращается.

Интерес к рынку аукционных вин, столь популярных в Европе, в России не очень высок. И происходит это из-за отсутствия культуры аукционов. Как отметили в интервью «РБК. Рейтинг» специалисты, подавляющее большинство потребителей не до конца понимают специфику ограниченности ассортимента и редкости отдельных позиций и не осознают экономической привлекательности винных аукционов.

Тем не менее интерес состоятельных россиян к редким винам имеется, подтверждением чего служит рост интереса к созданию частных погребов. Учитывая скорость развития рынка вин, через 5 лет эксперты прогнозируют появление в России коллекций, представляющих интерес на внешнем рынке.

Кстати, стоит отметить, что вино в качестве инструмента инвестиций способно принести солидный доход. Всего за несколько лет вино может прибавить в цене в 2-3 раза. Правда, риски инвестиций в вино связаны с ограниченным сроком жизни вин, поэтому очень важно реализовать вина в тот момент, когда цена на них будет максимально высокой. Кроме того существует риск вложить деньги в «неудачное» вино, модное сегодня, но практически никому не нужное через несколько лет. Поэтому многие эксперты советуют инвестировать в вина с устойчивой многолетней репутацией, каковы, в частности, великие вина Бордо и Бургундии.

«Российская газета» №24 (3693), 8.02.05

*