Фабрика экономических грез. Сценарий развития России до 2008 года написан
(«ВН»). С опозданием на неделю доработанный вариант программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу — до 2008 года — поступил вчера в правительство. При этом как авторы концептуального документа из Министерства экономического развития и торговли, так и его критики из Министерства финансов признают, что оснований для особого оптимизма нет.
Первый вариант среднесрочной программы рассматривался на заседании правительства в декабре прошлого года и до 1 февраля должен был подвергнуться доработке. Управиться в срок помешали разногласия с Минфином. Как пояснил журналистам заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов, финансовое ведомство настаивало на том, чтобы МЭРТ обозначил в программе стоимость проведения институциональных реформ. В МЭРТ же полагают, что стоимость глобальных реформ обсчету не поддается.
Впрочем, пояснил «Времени новостей» глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, «мы не видели, в каком виде МЭРТ внес программу в правительство». Что касается разногласий, то, по словам чиновника, они связаны с бюджетным финансированием отраслевых программ. «Многие отраслевые ведомства изложили свои представления о том, что им надо. Но, конечно, для того, чтобы их все выполнить, надо очень серьезно подойти к бюджетному планированию. Это еще будет предметом обсуждения», — пояснил г-н Саватюгин.
Впрочем, ощущение, что программа живет сама по себе, а реальная экономика — сама по себе, не покидает ни на секунду. Ни министр экономического развития Герман Греф, ни министр финансов Алексей Кудрин не скрывают: темпы роста ВВП снижаются, и виной тому прежде всего непродуманные действия государства. В недавнем интервью германскому журналу «Шпигель» Герман Греф сказал: «Нашу экономику нужно диверсифицировать, на это нацелена среднесрочная программа. Но, по нашим оценкам, удвоения ВВП в лучшем случае можно достичь в 2012—2013 году. Меня критикуют, что я не задаю нужный темп, чтобы это удалось к 2010 году. Однако этого нельзя сделать ни с одним из имеющихся сценариев».
Кстати, едва ли не основным отличием доработанного варианта программы является сокращение возможных сценариев развития. Теперь в программе осталось два основных сценария — базовый и инновационно-активный (в предыдущей версии рассматривались еще и инвестиционный, и экспортно-ориентированный сценарии). Базовый сценарий не предполагает реализации новых масштабных национальных проектов или стратегий. То есть, проще говоря, все будет идти как идет. Инновационно-активный сценарий базируется на интенсивных структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и информационного секторов экономики. И, соответственно, предполагает ослабление зависимости российской экономики от сырьевого экспорта.
Согласно первому варианту, рост ВВП в 2005—2007 годах оценивается на уровне в среднем 4,8% в год (по второму сценарию — 6,2%), в 2008—2010 годах — 4,4% (6,2%), в 2011—2015 годах — 4,2% (7,2%). Таким образом, согласно базовому сценарию, ВВП России в 2015 году вырастет на 62% по сравнению с 2004 годом, по инновационно-активному варианту — на 101,9%.
Таким образом, каждый из сценариев исходит из невозможности удвоения ВВП за десять лет. «У меня есть беспокойство, — признался г-н Кудрин в интервью радиостанции Би-би-си, — что в следующие четыре года работы нашего правительства средний темп роста будет несколько ниже. Это нам говорит о том, что мы должны более активно проводить реформы».
Однако от министров, откровенно говорит г-н Греф, зависит не так много, как хотелось бы. «Избранный сценарий был, наверное, неидеален (имеется в виду дело ЮКОСа. — Ред.). Нельзя было так портить инвестиционный климат. Но это было не в моей власти, у меня нет таких полномочий», — пояснил г-н Греф «Шпигелю». В этом свете становится ясно, что двести с лишним страниц текста, посвященного «задаче резкого повышения конкурентоспособности трех составляющих — человека, государственных институтов и бизнеса», большого влияния на экономическую жизнь в стране могут и не оказать. Если на то не будет высочайшей политической воли.
Словно подтверждая пессимизм своего шефа, заместитель Германа Грефа г-н Шаронов вчера заявил в Госдуме: «Есть проблема в улучшении предпринимательского инвестиционного климата. Есть проблема доверия бизнеса к власти». Он объясняет ухудшение инвестиционного климата делом ЮКОСа и «непредсказуемыми налоговыми претензиями к ряду компаний».
В МЭРТ, по словам г-на Шаронова, обсуждаются предложения по «чистоте налоговых проверок, срокам их давности и срокам давности по приватизации». Принятие подобных документов, без сомнения, могло бы повысить доверие инвесторов к государству. Однако примеров, когда прогрессивные новации МЭРТ заматывались правительством, достаточно много. Хотя сам г-н Шаронов оптимистично полагает, что они могут быть рассмотрены уже на мартовском Совете по конкурентоспособности и предпринимательству. Кстати, в январе на аналогичном заседании предприниматели в пух и прах разнесли среднесрочную программу. Причем по той же причине — ее полного отрыва от практической экономической политики государства.
Вера СИТНИНА, Михаил ВОРОБЬЕВ
N°20
08 февраля 2005 Время новостей
***