Автомобильные бизнесМЕНТЫ. Долгое время милиционеры помогали криминальным дельцам легализовывать контрабандные и угнанные машины
(«РГ»). Верховный суд России оставил в силе приговор по громкому уголовному делу, фигурантами которого оказались сразу несколько сотрудников ярославской милиции. Среди подсудимых — также жители соседней Тверской области. Все они занимались общим преступным промыслом — легализацией угнанных и контрабандных автомобилей.
Автомойка по-ярославски
По приговору Ярославского областного суда бывший заместитель начальника Дзержинского райотдела милиции Ярославля Андрей Тригубенко и его подчиненный Эдуард Софронов получили восемь и семь лет лишения свободы соответственно, старший оперативный сотрудник управления внутренних дел области (в чьи обязанности, кстати, как раз и входил розыск угнанных автомобилей) Александр Шавырин отделался четырьмя годами условно. Свое получили и тверичи.
Разоблачены были преступники в ходе совместной операции ярославского и тверского управления ФСБ еще в марте 2002 года, задолго до того, как в обиходе появился расхожий термин «оборотни в погонах». Преступная группа занималась легализацией угнанных или незаконно ввезенных в Россию автомобилей. Роли были распределены четко: тверичи пригоняли авто в Ярославль, где уже ярославцы превращали криминальную машину во вполне легальную.
Схема была проста: сначала на машину изготавливались фальшивые документы, и в Тверской ГИБДД автомобиль регистрировался. Следующим этапом становилось отмывание «преступного прошлого» машины. Авто перегонялось в Ярославль, где за дело — за соответствующее вознаграждение — брались уже местные милиционеры. Старые документы «пропадали», а на основании заявления об их утрате выдавались уже легальные техпаспорта.
По правилам сотрудник ГИБДД должен был при оформлении новых документов делать запрос в тот регион, где автомобиль регистрировался. Иногда, чтобы документы не так уж явно «терялись», краденые машины… воровали второй раз. Писалось заявление: украли вместе с документами. Через пару часов пропажу «находили», но уже без документов. Поскольку регистрация ранее была произведена в официальном порядке, то теперь уже законно выдавались настоящие документы. Далее уже «чистые» машины продавались новым владельцам, а вырученные деньги делились между всеми членами преступной группы.
За ловкость рук ярославские милиционеры получали от нескольких сотен до тысячи с лишним долларов. Трудно сказать, сколько всего таким образом «отмыли» преступники краденых машин. Группа действовала минимум два года, а вменено им в вину только десять эпизодов. Естественно, не «Жигули-копейки» преступников интересовали, а только дорогие и престижные иномарки. Ухитрились они как-то даже легализовать пассажирский автобус, который был угнан в Белоруссии перед самым носом группы туристов-поляков, неосторожно решивших перекусить в придорожном кафе. Последней иномаркой, на которой, собственно, сотрудниками ФСБ и были взяты преступники, оказался роскошный японский «Тойота-Лэндкрузер», за легализацию которого было обещано полторы тысячи зеленых.
Криминальный тетрис
Как показывает статистика, ежегодно во время прохождения государственного технического осмотра выявляется до полусотни поддельных регистрационных документов, перебитых номеров двигателя и кузова. Владельцам таких машин можно только посочувствовать: автомобили задерживают, начинается долгое разбирательство…
Специалисты авторынка и криминалисты согласились проанализировать для корреспондента «РГ» особенности этого громкого уголовного дела и высказать свое мнение о криминальной ситуации на автомобильном рынке региона. И дать автовладельцам свои рекомендации — как защититься от автоугонщиков, от покупки краденого авто.
Можно выделить две схемы, по которым работает криминальный автобизнес. Первая — сначала угнать машину, а затем легализовать ее; вторая — подыскать сначала «чистые» документы и номера, а лишь потом подбирать (а проще говоря, угонять) под них конкретный автомобиль.
Сам угон для профессионала большой сложности не представляет. Никакие сигнализации и иммобилайзеры не спасут. Если нашелся один специалист, создавший сложную «противоугонку», то всегда найдется другой специалист, который изобретет способ ее вскрытия. Нередко автоугонщики работают в содружестве с теми, кто ставит противоугонные системы.
Но и без этого можно обойтись — аппаратура для отключения практически любой сигнализации стоит, по слухам, около 3 тысяч долларов. Путем нехитрых арифметических расчетов приходим к выводу, что эти затраты окупаются уже после 3 — 5 угнанных машин. Дальше эта техника работает только на прибыль. Постороннему не понять, что работа идет полным ходом.
Сама процедура вскрытия автомобиля занимает несколько секунд. Со стороны все выглядит так, будто человек в обыкновенный тетрис играет или плейер слушает. Затем угонщики перегоняют машину туда, где будут перебивать номера. Профессионалы всегда идут на дело подготовленными и никогда — поодиночке. Один ведет краденую машину, другие страхуют. Всегда есть мобильные телефоны, рации, настроенные на милицейские волны, полный набор инструментов, 300 — 400 долларов на непредвиденные расходы и даже фальшивые удостоверения сотрудников внутренних дел.
Вышел «бумер» из тумана
Способов сбыта и легализации похищенных машин превеликое множество. Например, такой вариант: за сутки в «отстойнике» автомобиль разбирается и продается по запчастям, а номера на двигателе и кузове уничтожаются. Словом, если милицейский план «Перехват» не сработает и машину не найдут по горячим следам — ее уже не найдут никогда.
Продавать краденые авто целиком сложнее, но безопаснее: следов, то есть левых запчастей, не остается. Но приходится прибегать к услугам мастеров по фальсификации идентификационных номеров. В таком случае проще сначала подыскать документы на машину, а уж затем саму машину.
Практически задаром преступники скупают разбитые в хлам машины и документы на них. Сами машины, вернее, их «останки» отправляются либо на свалку, либо по частям на авторынок. За исключением номеров на кузове и двигателе, которые используются в работе. Например, заказывается угон автомобиля в Германии, идентичного разбитому, то есть той же модели, с подобным двигателем, цветом и годом выпуска и комплектацией. По выполнении заказа документы и вырезанные номера либо отправляются за границу, где и устанавливаются на машину, либо сама машина пригоняется куда-нибудь в Беларусь, а затем на ней перебивают номера. В итоге авто 1992 — 1994 года выпуска по паспорту числятся как 13-15-летние.
Тонкости арифметики
Правильно поставить автомобиль на учет — самый сложный этап. Механизмы бывают разные, и они всегда хорошо проработаны. Один из них и использовала преступная группа, которая и предстала перед Ярославским областным судом.
Тверичи где-то доставали подлинные бланки паспортов транспортного средства (ПТС) и заполняли их, вписывая туда данные машин и несколько фиктивных их постановок и снятий с учета в ГИБДД. Они хорошо знали: принеси в государственную инспекцию безопасности дорожного движения паспорт транспортного средства с несколькими записями о предыдущих учетах — и их подлинность проверяться вряд ли будет. Особенно если с просьбой зарегистрировать машину обращаются свои люди из милиции. Можно даже машину не предоставлять для осмотра.
Оставалось только найти таких «своих» людей, которые могли бы похлопотать. И они были найдены. Среди сотрудников ярославской милиции.
Иногда этот процесс «отмывания» транспортных средств проводился с завидной выдумкой и фантазией и выливался в целый детективный спектакль. Так было с автобусом «МАН ИРИЗАР». Этот автобус частный предприниматель из Твери приобрел в Москве в феврале 2001-го, без документов и государственных номерных знаков, то есть заведомо угнанный. Для легализации автобус из Твери пригнали в Ярославль. Один из сотрудников Дзержинского РОВД Ярославля, бывший в сговоре с автоугонщиками, зарегистрировал его на свое имя в ярославской областной автоинспекции. Потом с кузова и двигателя автобуса были сбиты номера, далее — инсценирован его угон. Через несколько часов владелец автобуса вновь обратился в РОВД с заявлением об обнаружении машины без ПТС и доверенности на право управления. Процесс легализации автобуса закончился, когда взамен фальшивых документов в ГИБДД на него были получены новые — настоящие.
Иногда все делалось проще. Сотрудники ярославской милиции, пользуясь своими связями в ГИБДД, ставили автомобили на учет на свое имя, а потом заявляли об утере ПТС (которое было фальшивым) и после этого взамен получали настоящие легальные документы.
Во всей этой схеме карты спутать могла лишь сеть Интерпола, в которой VIN (Vehicle Identification Number) — идентификационный номер машины мог числиться за краденым авто.
VINтом вьются, чтоб укрыться
Перебивка номера на двигателе зависит от того, где этот номер расположен. Классические модели «Жигулей» и «Москвичи», к примеру, сложны: нужно снимать двигатель, потом стачивать фрезой номерную площадку и набивать новые номера. С «Жигулями»-«восьмерками» и «девятками» проще: номер двигателя выбит на верхней части блока цилиндров.
Опытный специалист в состоянии сделать безупречный поддельный номер. Можно ли определить его с помощью экспертизы? Если технически работа по подмене номеров выполнена филигранно, внешних следов, конечно же, не будет. Подделку может выдать лишь простое разгильдяйство преступников (а значит, криминалистам просто повезло): допустим, в том месте VIN’а, где должна быть цифра, выбита буква и т. п. Что и случилось в Ярославле с одной из машин, которую пыталась легализовать преступная группа.
Есть ошибки и посерьезнее. Специальная табличка, где дублируется идентификационный номер автомобиля, содержит еще и закодированную информацию о комплектации автомобиля. Допустим, в коде ничего не сказано о люке в крыше авто. И если известно, что люк заводской (это устанавливается по характеру выштамповки), то вывод один: либо меняли крышу (что также опровержимо), либо номера перебиты.
Семь проверь, один — купи
Многие при покупке автомобиля проверяют его на угон по сети Интерпола. И правильно делают. До появления этой организации найти угнанные за границей машины было практически невозможно. Теперь шансы законных владельцев вернуть свою собственность возросли. Система Интерпола по мере совершенствования стала огромной проблемой для автоугонщиков. Главный ее недостаток в том, что база данных «знает» только VIN-номера, по которым и разыскивается пропажа. Если же этот номер поменяли или перебили, то вся мудреная компьютерная система абсолютно бесполезна.
Что же делать автолюбителям, чтобы обезопасить себя от угона?
Перед покупкой авто постарайтесь выяснить заранее особенности фирменной маркировки. Уточните, где должен быть номер VIN. Помимо этого, у машины могут быть дополнительные VIN-наклейки — узнайте, где они размещаются. Все они должны быть одинаковыми.
Проверьте лакокрасочное покрытие около идентификационных номеров. Оно не должно отличаться от покрытия на внутренней стороне багажника, капота или моторного отсека.
У перебитых кустарным способом номеров знаки не составляют прямой линии; они могут иметь разную высоту, глубину вдавливания, двойной контур. Пробелы между ними также могут отличаться.
Номера на двигателе выбиваются на специально подготовленной для этого площадке, которая вытачивается на фрезерном станке, следы от которого остаются навсегда. Кроме этого, сама площадка должна быть ровной, а знаки выбиты четко и глубоко.
Кстати
Череповецкий милиционер осужден за серьезное должностное нарушение — сокрытие преступлений.
Один год условно заслужил офицер Череповецкого городского управления внутренних дел Евгений Гераничев. Его признали виновным в превышении должностных полномочий. Заместитель начальника второго отдела ГУВД Череповца скрывал некоторые преступления, чтобы улучшить показатели раскрываемости.
По данным областной прокуратуры, все факты касаются краж из автомобилей, находящихся на частных стоянках. По распоряжению Гераничева его подчиненные отказывали в возбуждении уголовного дела водителям, пострадавшим от воров. Они предлагали автовладельцам самим, без участия милиции разбираться с хозяевами автостоянок.
Мира Королева, Ярославль
Дата публикации 8 февраля 2005 г.
«Российская газета»
***