В России будет введен новый налог — "на охрану"
В России сейчас начинается тотальный передел рынка охранных услуг. Судя по документам, оказавшимся в распоряжении газеты «Версии», речь идет о фактической национализации всей индустрии безопасности, при этом «естественной монополией» должно стать Министерство внутренних дел, некоторые подразделения которого уже стали полукоммерческими фирмами с многомиллионным оборотом.
Однако если раньше у граждан был выбор — платить за безопасность частнику или государству, то теперь, как отмечает издание, большинство предприятий будет просто обязано обращаться за охраной в МВД. Говоря проще, нам предлагается еще один дополнительный налог — на нужды силовиков.
Впервые о скором переделе рынка охранных услуг заговорили около месяца назад: поводом стала перепалка, которую устроили депутаты Госдумы во время планового обсуждения сугубо технических поправок к закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Тогда депутаты-«государственники», симпатизирующие МВД, поставили под сомнение саму необходимость существования частных охранных предприятий, а их немногочисленные противники-«коммерсанты», часть которых ранее имела прямое отношение к индустрии безопасности, отстаивали свободу рынка. Как оказалось, «государственники» готовили почву для инициативы заместителя министра внутренних дел Сергея Щадрина.
По его мысли, для улучшения борьбы с терроризмом необходимо обязать все крупные российские предприятия, включая частные, отказаться от услуг негосударственных охранных фирм, заключив договор с Управлением вневедомственной охраны МВД РФ. И вот в самом конце минувшего года генерал Щадрин действительно выступил в правительстве с этой новацией.
По мысли генерал-полковника, для успешной борьбы с терроризмом необходимо «внести до 10 декабря 2005 года в Федеральную антитеррористическую комиссию предложение возложения на собственников объектов (независимо от формы собственности) комплексных требований по оборудованию объектов инженерными и техническими средствами охраны и безопасности и к внутриобъектовому и пропускному режиму».
Частные охранные структуры, разумеется, в эти требования не вписываются, поэтому МВД будет обязано «в первом квартале 2005 года внести предложения, касающиеся замены негосударственной охраны на объектах акционировавшихся предприятий и организаций, подлежащих государственной защите (охране) подразделениями вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации и (или) ведомственной охраны органов исполнительной власти, имеющей право на ее создание».
Чтобы охватить своей заботой очищенные от ЧОПов предприятия, Щадрин предлагает правительству «предусмотреть выделение органам внутренних дел дополнительной штатной численности работников для осуществления в пределах своей компетенции контроля над обеспечением внутриобъектового и пропускного режимов, проведения профилактического и целевых контрольно-проверочных мероприятий на объектах, подлежащих ведомственной охране». При этом в число стратегически важных объектов, по мнению генерала, входит не только Министерство обороны или Федеральное агентство по атомной энергии, но и такие ведомства, как Минсельхоз, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и соцразвития, Федеральное агентство по ЖКХ, Служба по гидрометеорологии.
Впрочем, это еще можно как-то понять: в самом деле, пусть все государственные объекты охраняют милиционеры. Но в этот же разряд генерал отнес объекты науки, промышленности, энергетики, транспорта, связи (информации), образования и жизнеобеспечения, защиту и охрану которых будет осуществлять ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти на договорных условиях. Получается, что теперь стратегически важным может считаться все — от интернет-кафе (информационный ресурс) до конторы городского такси (транспорт). И платить за это частным предприятием придется государству. Но по коммерческим расценкам.
А ЧОПы могут спокойно самораспуститься, работы у них все равно не будет. В общем, бонусы в предложении замминистра просматриваются вполне отчетливо: передача вневедомственной охране тысяч российских предприятий с последующим раздуванием штата и бюджета МВД сделает это министерство первым в списке силовых, отмечает газета. Ну а финансовые потоки, которые попадут под контроль генералов, позволят им решать любые вопросы и служебного, и личного характера. Ведь сегодня емкость российского рынка охранных услуг оценивается в 3,5 млрд долларов. По мнению специалистов, в ближайшие 10 лет эта сумма как минимум утроится. Прибыль МВД в случае реализации проекта генерала Щадрина подсчитать нетрудно.
Депутат Госдумы Геннадий Гудков рассказал, что типичный «маркетинговый ход» МВД может быть расценен ЧОПами как не слишком замаскированная угроза.
«К примеру, МВД может инициировать проверку лучших клиентов ЧОПа, — говорит депутат. — Но это еще не самое страшное, хуже, когда руководителю предприятия, пользующегося услугами негосударственной охранной фирмы, посылают письменную рекомендацию заключить договор с вневедомственной охраной, обещая в противном случае «рассмотреть вопрос о правомочности выделения лицензии на предпринимательскую деятельность». Понятно, что второго такого предложения любой предприниматель дожидаться не станет…»
*