Общий объем рынка официальных поставок мобильных телефонов в 2004 году, по данным исследовательской компании Mobile Research Group, составил 24,3 млн аппаратов. Официальные продажи сотовых телефонов на российском рынке в IV квартале 2004 года выросли по отношению к показателю III квартала на 15,4 % и составили 7615 тысяч аппаратов. На четвертый квартал традиционно приходится наибольшее число продаж в году, что можно объяснить увеличением покупок аппаратов к новогодним праздникам.

Доля серого рынка в последнем квартале прошлого года выросла на 1,2% — до 4.7%, о многом благодаря росту неофициальных поставок популярных в последнее время моделей Siemens. Стимулом к росту серых продаж телефонов именно этой стала значительная разница в ценах на одни и те же модели компании на российском и европейском рынках.

Лидер прошлого сезона, компания Motorola с незначительным отрывом (всего в 0,4%) в числе проданных телефонов уступила первое место компании Samsung. Компании занимают по 23% рынка, однако корейская компания контролирует более высокий ценовой сегмент – средняя стоимость телефона Samsung составляла 143 евро, в то время как Motorola делала ставку на более дешевые модели (средняя цена — 94 евро).

Замыкает тройку лидеров Nokia, которая в прошлом году начала восстанавливать свое влияние на российский рынок. В течение полугода компания Nokia пересматривала свою стратегию на российском рынке, в частности, была изменена работа с дистрибьюторами, расставлены новые приоритеты, определен уровень цен для выходящих моделей. Серьезность изменений косвенно подтверждается отказом компании от поставок Nokia 3310, эта модель была представлена на рынке в течение 3 лет и до сих пор составляла значительную часть продаж компании.

Из наиболее динамично развивающихся марок стоит отметить рост популярности Sony Ericsson. В конце года был отмечен рост популярности на новые модели компании К600, К 700, и большинство экспертов гарантируют рост продаж моделей телефонов этой марки и в этом году. Пока же SonyEricsson, со своими бесспорно хорошими моделями, занимает всего 7% рынка, в то время как ее потенциал составляет минимум в 3 раза больше.

По словам PR-менеджера сети «Техмаркет» Оксаны Хрусталь, в 2004 году огромную популярность среди покупателей завоевал форм-фактор «слайдер». «Производители всячески поддерживают этот интерес, предлагая новые оригинальные аппараты в ценовом диапазоне от 300 до 500 долларов», — рассказывает О.Хрусталь. Не теряют популярности и «раскладушки». В 2004 году эти аппараты стали оснащаться цветным не только внутренним, но и внешним дисплеем, причем в ряде моделей оба экрана отображают более 250 тысячи цветов. «Наличие цветного дисплея и полифонии становится обязательным атрибутом мобильного телефона даже в базовом уровне», — отмечает Хрусталь. Все больше приобретаемых аппаратов оснащены фотокамерами. Рывком вперед можно назвать оснащение в уходящем году телефонов мегапиксельными фотокамерами. Все более востребованными становятся функции Bluetooth, MMS, WAP, GPRS. Широкое распространение получила поддержка в телефонах формата МР3, а также функция «редактор мелодий».

По оценкам «Техмаркета», в 2004 году все больше аппаратов приобреталось на замену, причем заметно выросла средняя стоимость телефона. «Покупатели стали предпочитать более насыщенные и более привлекательные внешне модели», — говорит О.Хрусталь. Объем продаж «бюджетных» телефонов (стоимостью до 100 долл.) неуклонно снижается. Если в 2004 г. это было 55% рынка, то в нынешнем составит, по прогнозам, 51%, а в 2006-м — только 48%.

Согласно прогнозам аналитиков, объем рынка сотовых телефонов в 2005 году увеличится до 30-32 миллионов аппаратов, произойдет рост рынка замещения, который достигнет исторического максимума. Средняя стоимость модели в 2005 году вырастет. Для городов миллионеров средняя стоимость телефона приблизится к 200 долларам. По словам специалистов, оптовые каналы уже сейчас теряют свою роль, растет роль розничных сетей. Начиная со второго полугодия 2005 года сети бытовой электроники по объемам продаж начнут входить в десятку крупнейших дистрибьюторов телефонов, что вызовет активные перестановки на рынке. В 2005 году с рынка исчезнет как минимум одна розничная сеть второго эшелона, прекратит свое существование или перепрофилируется несколько оптовых компаний. Роль бюджетных моделей останется высока (чуть меньше половины рынка), но будет наблюдаться рост потребления дорогих моделей и активное расширение этого сегмента.

РБК

*