Mercedes пришел в Коломну. Автоконцерн начал отверточную сборку микроавтобусов
Международный автоконцерн DaimlerChrysler приступил к производству микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter в подмосковной Коломне. Совместно с ГУП «Мострансавто» уже в этом году по отверточной технологии будет выпущено около 240 машин. Основными покупателями станут столичные автоперевозчики — микроавтобусы будут использовать в качестве маршрутных такси. Эксперты полагают, что к 2008 году в крупных мегаполисах новые иномарки потеснят «Газели».
DaimlerChrysler стал первым международным автоконцерном, объявившим о начале отверточной сборки микроавтобусов в России. Он будет выпускать Mercedes-Benz Sprinter в Коломне на базе ГУП «Мострансавто». По словам гендиректора ООО «Евобус Русслэнд» («дочка» DaimlerChrysler AG) Клауса Бернхарда, сотрудники автоколонны № 1417 переделывают немецкие грузовые фургоны в 18-местные маршрутные такси. Концерн поставляет грузовые фургоны Sprinter в Коломну, где рабочие врезают в них окна и монтируют пассажирский салон. Столь изощренный способ производства позволяет снизить стоимость машин с 77 до 63 тысяч долларов.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Дениса Нуштаева, для DaimlerChrysler — это возможность закрепиться со своей дорогостоящей продукцией на российском рынке малых автобусов, где эксплуатируются в основном «Газели» и «Баргузины» Горьковского автозавода (ГАЗ). В прошлом году ГАЗ выпустил 31,5 тысячи микроавтобусов. Цена «Газели» (около 9 тысяч долларов) в несколько раз ниже зарубежных аналогов и является ее основным преимуществом. Для сравнения: микроавтобусы Volkswagen LT 46 стоят 45 тысяч долларов, а продаваемый в Санкт-Петербурге Ford Transit — около 30 тысяч долларов.
Между тем все большее значение для потребителей в России начинает играть не цена, а безопасность. Многочисленные жертвы при авариях «Газелей» отпугивают от этого автомобиля. Министр транспорта РФ Игорь Левитин, в частности, заявлял, что «Газель» свидетельствует о принадлежности России к странам третьего мира. «На машинах такого уровня ездят жители Азии, Африки и Латинской Америки, — отмечал Левитин. — Но, приняв это как должное, мы никогда не сможем обеспечить пассажиру надлежащий уровень комфорта, надежности и безопасности».
Именно на эти качества делают ставку зарубежные автоконцерны, продвигающие свою продукцию на российский рынок. Пока же продажи микроавтобусов всех иностранных концернов в России составляют не более 3 тысяч единиц в год, т.е. менее 10% этого сегмента автомобильного рынка.
Впрочем, на наиболее финансово благополучном московском рынке коммерческих перевозок иномарки уже начали оттеснять «Газели». В прошлом году крупнейший в России частный перевозчик на городских маршрутах «Автолайн» взял в лизинг 58 автобусов «Богдан» (Isuzu), 30 Volkswagen и 42 Scania. А теперь к ним может присоединиться и Mercedes-Benz Sprinter. По словам представителя пресс-службы «Автолайна» Екатерины Герасимовой, новые импортные микроавтобусы окупают себя в среднем за три года, а «Газель» — за два с половиной года. При этом срок эксплуатации «Газели» не превышает трех с половиной лет, тогда как Mercedes-Benz Sprinter может эффективно и безопасно работать минимум в два раза дольше. Важным преимуществом Sprinter является и большее количество посадочных мест — 18 против 13 у «Газели».
По оценкам Дениса Нуштаева, уже к 2008 году около 15% всех коммерческих автомобилей, продаваемых в Москве и Санкт-Петербурге, будет приходиться на иномарки. А доля продаж «Газелей» в этих мегаполисах сократится с нынешних 80% до примерно 60%.
06.02.2005
Александр Борисов
Газета
***