Левада поправил Реймана. Данные чиновников и социологов о доступности мобильной связи резко отличаются
Недавно министр связи Леонид Рейман отрапортовал президенту: россияне уже имеют 70 млн. мобильных телефонов, что почти вдвое больше количества стационарных. По данным чиновника, «статистически каждый второй россиянин имеет мобильный телефон». Результаты социологического опроса Аналитического центра Юрия Левады рисуют куда менее радужную картину.
Мобильником сегодня пользуется каждый
третий россиянин.
___________________________________
Минсвязи, впрочем, и само могло бы найти множество поводов для сомнений. Во-первых, количество зарегистрированных мобильных номеров у сотовых компаний в нынешней России заметно превышает количество номеров, реально используемых абонентами. Любому чиновнику достаточно было взять годичной давности записную книжку с номерами мобильников своих друзей и знакомых, и он мог бы легко обнаружить, что отнюдь не все из этих телефонов остались прежними. При этом большинство номеров (особенно федеральных) не перешло к другому владельцу, а просто «заблокировано», «в сети не зарегистрировано» и т. п. То есть эти мобильные номера как бы есть, а пользователей у них нет. В связи с этим данные Центра Юрия Левады о том, что год назад мобильной связью пользовались 19% совершеннолетних россиян, а сейчас – 32%, выглядят намного более реалистичными.
Во-вторых, не вполне корректно было для Минсвязи сопоставлять количество мобильников с количеством стационарных телефонов. Ведь одним мобильным номером пользуется почти всегда один человек, тогда как один домашний или рабочий номер использует, соответственно, вся семья, а иногда и весь рабочий коллектив. Методически грамотнее количество мобильников считать на 100 жителей, а количество домашних телефонов – на 100 семей.
Расхождения в методике дали различия в результатах, хотя и не такие значительные, как в случае с сотовыми телефонами. Из расчетов Минсвязи, полученных в результате деления количества зарегистрированных домашних телефонных номеров на число зарегистрированных Росстатом семей («домохозяйств»), следует, что на 100 семей сейчас приходится 60 домашних телефонов, в том числе 70 в городах и 30 на селе. Однако некоторые семьи (особенно высокопоставленных чиновников) имеют дома по несколько стационарных номеров, да еще и один-два номера – на даче. Поэтому реально домашние телефоны имеют на январь 2005 года лишь 54% россиян. Такие цифры получены социологами Центра Левады. Кстати, статистика о спаренных телефонах у Минсвязи почему-то отсутствует: видимо, в этом направлении не достигнуто никаких успехов.
Мало в чем убеждают и официальные данные Минсвязи о том, что к концу прошлого года в РФ эксплуатировалось 15 млн. персональных компьютеров, ведь их добрая половина используется на работе, а не дома. Кстати, «домашние» и «служебные» пользователи ПК, как правило, одни и те же люди. Опросы же социологов позволяют установить, что зарегистрированный чиновниками рост числа компьютеров за последние три года на 4 млн. приходится почти полностью на «домашний сектор». Если три года назад свои ПК дома имели 6% опрошенных, то сейчас – 14%. Доля же тех, кто пользуется компьютером дома или на работе, выросла с 16% до 26%.
Совпадают у чиновников и социологов только данные о числе пользователей Интернетом. Их в России 18,5 млн. человек. 17% совершеннолетних россиян во время опроса заявили, что пользуются Всемирной сетью чаще чем раз в неделю. 14% опрошенных делают это реже чем раз в неделю.
МИХАИЛ ТУЛЬСКИЙ
«Новые Известия»
07.02.05
понедельник
***