Опасные связи. Индонезийцы противопоставили стихии нравственность
Удар стихии, обрушившийся на государства Юго-Восточной Азии, позволил религиозным мистикам всего мира поупражняться в поисках скрытого смысла катастрофы. Одни, как всегда задним числом, обнаружили соответствующее предсказание Нострадамуса, другие сравнивали цунами с Великим потопом, а пострадавшие архипелаги и побережья — с Содомом и Гоморрой, благо, сомнительная репутация «райских островов», известных как Мекка мирового секс-туризма, делала подобные аналогии совсем ненадуманными. О наказанье Господнем запричитали и представители мировых религий. Пока главы православной и католической церквей, а также религиозный лидер буддистов выражали поддержку пострадавшим от стихии и призывали паству молиться о душах погибших, некоторые их сподвижники решили стать святее самого Папы Римского.
О божественном воздаянии грешникам заявили и католические, и православные иерархи, буддисты напомнили о хрупкости человеческого бытия, а мусульмане, увидевшие в очертаниях океанских волн имя Аллаха, не только покаялись во всех грехах заезжих туристов, но и заявили о «грозном предостережении» любвеобильным грешникам остального мира.
Первой страной, которую недавняя катастрофа заставила вспомнить о Боге, стала Индонезия. Правда, не особо заботясь о воспитании своих сограждан, власти решили превратить нацию в высокоморальное общество экспресс-методом — законодательно. Правительство страны на днях предложило закон, запрещающий любые внебрачные связи под угрозой 10-летнего тюремного заключения. Если закон будет принят, то индонезийская полиция нравов получит право врываться в дома и проводить обыски по одному только подозрению в незаконном «контакте». Борьба за общественную нравственность развернется и на других фронтах: любую порнографию в Индонезии предлагается запретить в принципе, а на радио и телевидении ввести цензуру на слишком откровенные американские и европейские фильмы. По новому закону даже за простой поцелуй на улице влюбленная пара может быть оштрафована на 25 тыс. евро.
Туристов, по-прежнему желающих посетить Индонезию, может утешить только одно — перспективы этого законопроекта весьма туманны. Как признают сами индонезийские власти, его обсуждение может затянуться на годы. Дело в том, что главными сторонниками введения подобных запретов являются широко представленные во власти лидеры индонезийских мусульман. Однако государственной религией ислам в Индонезии так и не стал, несмотря на то что его исповедует большинство населения. Благодаря вековым традициям политеизма индонезийцы не спешат расставаться со своим правом исповедовать любую религию, поэтому с мечетями сплошь и рядом соседствуют индуистские и буддистские храмы. Причем для островной Индонезии характерно компактное проживание представителей разных конфессий — например, находящийся в мусульманском окружении остров Бали почти полностью индуистский. Поэтому маловероятно, чтобы буддисты, индуисты и христиане, живущие на побережье и островах исключительно за счет туристического бизнеса, согласились жить по законам шариата. Да и эффективность подобной попытки полицейского насаждения нравственности весьма сомнительна. Во все века государственные законы были следствием общепринятой морали, а не ее причиной. Не путать этику с политикой призывал еще Аристотель.
Александр ГУДКОВ
N°19
07 февраля 2005 Время новостей
***