Неделя потребовалась корреспонденту «РГ», чтобы вернуть пенсионерке Светлане Бажиновой найденную на автобусной остановке социальную карточку москвича, как выяснилось позже, украденную у нее на рынке. Помочь связаться с хозяйкой карты не смогли ни Банк Москвы, обслуживающий эти социально важные для горожан магнитки, ни управления соцзащиты, оформляющие их. Пришлось обратиться в Мосгорсправку…

А между тем, по предварительным подсчетам, каждый месяц в Москве теряют свой личный магнитный допуск ко всем положенным им социальным льготам более 3500 стариков. После этого им не остается ничего другого, как снова идти в органы соцзащиты и ждать недели три, пока карту сделают и выдадут заново. Почему же возникает этот круговорот? Кто и зачем ворует карты у пенсионеров? Вот вопросы, неизбежно возникшие в ходе журналистского расследования.

Прежде всего удивило меня то, что на социальной карте москвича почему-то значится всего лишь один телефонный номер, по которому может обратиться ее владелец или человек, нашедший магнитку. Причем не социального учреждения, выдавшего ее, а группы информационно-технической поддержки банка. Туда я позвонила, попросив совета, как быстрее вернуть мою находку в руки владельцу, который наверняка переживает ее утрату. Оказалось, телефоны и адреса держателей карт охраняют, как государственную тайну: найти в тот же день хозяйку «моей» карточки и успокоить, что магнитка находится в надежных руках и за новой идти не нужно, мне не удалось.

— Мы не даем информацию о клиентах, — сурово отрезали на другом конце провода. — Правда, через минуту все-таки уточнили фамилию женщины, значившуюся на карте, по базе данных и с подозрением переспросили: — А не вы ли сами эту карточку и украли? Как выяснилось, в банке она числилась украденной и была уже заблокированной.

— Может, не поздно разблокировать? — спросила я.

Ответили мне лишь на следующий день, да и то лишь на письменный запрос из «РГ». Причем весьма расплывчато.

— Утерянная карта наверняка заблокирована, в том числе и в метро, и, возможно, уже перевыпущена, — сообщил начальник управления развития бизнеса банка Александр Андрианов. — Поэтому карту необходимо сдать в любое отделение Банка Москвы. В любом случае пользоваться утерянной, а потом найденной картой небезопасно.

Вот только какую именно опасность таит в себе заблокированная карта, он не уточнил. Как, впрочем, неясно было и то, зачем же пенсионерке терять время на ожидание новой карты, когда нашлась старая — целая и невредимая? Ведь для этого и нужно-то всего лишь вернуть ее хозяйке! Одержимая этой идеей, я отправилась в ближайшее управление социальной защиты, чтобы выяснить по информационной базе данных получателя карты адрес и телефон Бажиновой. Увы, координат женщины там не нашли. — У нас имеется информация только по жителям нашего района, — объяснила мне сотрудница управления «Красная Пресня» Наталья Владимирова, — выхода на общую центральную базу данных нет. Если нам приносят потерянную карточку, а ее владелец в нашей базе не значится, то мы собираем несколько таких потерянных магниток и отправляем их в департамент социальной защиты города, где есть полная база по всем пенсионерам и льготникам. Им легче найти человека.

Но есть одно «но»: такая пересылка затягивает поиск, и пенсионеры, которым карта сейчас нужна каждый день, вынуждены отправляться на оформление нового документа. Если новая карта уже запущена в производство, то старую мы ликвидируем, — пояснила Владимирова.

Между тем совсем не обязательно гонять с беспризорными карточками курьера. Как сообщили в департаменте социальной защиты, у районных управлений есть все же связь с общегородским интегрированным банком данных, где по запросу социальщиков можно узнать всю информацию о каждом из владельцев карты, где бы он ни жил в столице. Не в пример обычному человеку с улицы, желающему вернуть карту. Как журналисту, мне повезло больше: не сразу, но все же удалось выяснить и домашний телефон законной владелицы, и название управления, где была выдана карта. Однако, как ни странно, телефон оказался неверным. Обратилась в управление «Черемушки», где, судя по картотеке банка данных, оформляли социальную карточку.

— Приносите, — откликнулась начальник управления Людмила Чмелева,- сообщим даме открыткой по почте о вашей находке.

Таким образом, выяснилось, что личные данные получателей карт, заложенные в базу данных, никто не проверяет. Никто не отслеживает и судьбу самих карт: сколько их было утеряно, сломано, украдено. Однако в каждом управлении мне говорили об одном и том же: в день за дубликатом карты приходят два-три человека, в неделю таких набирается семь-восемь, в месяц — 30. Быстренько перемножив услышанную цифру на 123 московских района, в каждом из которых есть свое управление социальной защиты, поражаюсь: выходит, каждый месяц москвичи теряют примерно 3500 карт!

— Могу сказать одно: повторно за социальными картами в эти два месяца пришло в два раза больше пенсионеров, чем за весь прошлый год, — отметила Владимирова. — Я даже собираюсь по этому поводу писать в департамент социальной защиты: складывается впечатление, что москвичи запасаются картами впрок. Может быть, они надеются обеспечить ими как бесплатными проездными билетами родственников? Так это пустая затея, потому что старые карточки немедленно блокируются.

Очевидно, жертвой одного из охотников за дармовым проездным и стала Светлана Бажинова, которую я так долго искала: адрес дали лишь в «Мосгорсправке».

— Можете выбросить карту, мы ей новую дадим, — посоветовали мне в управлении «Чере-

мушки». Но зачем же бросаться картами и опять тратить деньги на их производство? Этот же вопрос задала и сама Светлана Бажинова, когда мы наконец-то встретились.

— Если бы я знала, что мне вернут карту, не стала бы писать новое заявление.

Между тем хождения за социальными картами в столице должны завершиться до 20 февраля. Юрий Лужков распорядился, чтобы к этому дню их выдали всем подавшим соответствующее заявление. Как сообщили в департаменте социальной защиты, своей карты ждут еще 150 тысяч человек. Но эта цифра может продолжать расти, если в производство постоянно будут запускаться все новые магнитки взамен утерянных или сломанных. Возникает вопрос: кому выгоден этот карточный блеф? Явно не пенсионерам и не городу, который рассчитывается с банком за перевыпуск карт деньгами налогоплательщиков.

Из досье «РГ»

    Социальная карта москвича — это не только бесплатный проездной. Она дает и другие преимущества.

    1. Ее можно предъявлять в регистратуре поликлиники, так как на карте закодированы все данные с медицинского полиса.

    2. С ее помощью можно оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Для этого следует оформить в любом из отделений Банка Москвы распоряжения на оплату по каждому виду платежа. Основные преимущества: не нужно заполнять квитанции об оплате, а расходы можно контролировать через выписку в любом отделении или банкомате Банка Москвы.

    3. Дает карта скидку на товары в магазинах, уполномоченных департаментом потребительского рынка и услуг. На двери такого магазина или предприятия сервиса есть наклейка с изображениями СК. Предъявляют ее кассиру до оплаты покупки.

    4. На СК можно перечислять все выплаты (пенсию, компенсацию и т.д.). Для этого достаточно оформить заявление о перечислении на карту в районном управлении соцзащиты по месту жительства.

    Чтобы внести наличные на карту, владелец карты или его родственники по доверенности должны обратиться в любое отделение Банка Москвы, предъявить карту и документ, удостоверяющий личность лица, вносящего деньги. Так же можно оформить и страхование от несанкционированного доступа к счету.

    5. Владельцы СК автоматически становятся участниками городских соцпрограмм. К примеру, могут получить бесплатный билет в театр, о чем их известят заранее.

Мария Ермакова

Дата публикации 7 февраля 2005 г.

«Российская газета»

«Российская газета»

***