Чуньцзе на пороге. Главная рекомендация на год Синего Петуха – продолжить дело, затеянное в прошлом году
(«НГ»). Россияне явно опередили время, когда украсили свою новогоднюю елку изображениями синего петуха. В действительности изображение петуха синего цвета – символ нового года по китайскому лунному календарю, что на этот раз начинается 9 февраля. Новогодний праздник в Китае еще называют Чуньцзе – праздник весны, поскольку в этой в основном южной стране весна уже не за горами.
Новый год в Китае немыслим без драконов.
Фото Reuters
Подлинный цвет этого праздника – красный. Он присутствует повсюду: в виде наклеенных каллиграфических плакатов – пожеланий счастья и всяких жизненных благ, полосок бумаги, перекрывающих в новогоднюю ночь плотно закрытые окна и двери, красочных фонарей, элементов одежды на людях, собравшихся у праздничного стола, и конвертов с деньгами для детей. Красный цвет в Китае издревле ассоциируется с праздниками, свадьбами и прочими торжествами.
Зная китайский язык, но не очень представляя обычаи этой страны, я, признаюсь, попал впросак, когда впервые оказался в китайском доме накануне Праздника весны. У входа висели листы красной бумаги с перевернутым изображением иероглифов «фу», что означает «счастье», «изобилие», «богатство».
Подумалось, что это результат невнимательности. Однако потом выяснилось, что это не так. Это китайский обычай. Все дело в том, что слово «перевернутый» созвучно слову «достигнуть» или «наступить». Перевернутый иероглиф «счастье» – это пожелание, чтобы счастье пришло в дом. Может возникнуть вопрос: наверное, нелегко объясниться с китайцем, если в его языке простые слова имеют столь разные значения. Однако это отдельная тема. Можно лишь добавить, что созвучия обыгрываются не только в каллиграфии на стенах, но и на праздничном столе. Например, на нем непременно присутствуют блюда из соевого творога доуфу – благодаря тому же благозвучному слогу «фу». И из рыбы и кое-каких других продуктов, которые также звучат как пожелания благополучия и изобилия.
В древнем Китае новогодние празднования охватывали календарные дни, разнесенные примерно на месяц. В новые времена на праздник уходит меньше времени, однако и сейчас он включает несколько разных событий. Сначала, за неделю до Нового года отмечают Сяонянь (Малый Новый год). Потом идет Юаньдань – собственно Новый год. Через 15 дней после него проходит шумный и красочный Праздник фонарей.
Но по порядку. Сяонянь можно было бы сравнить с нашими проводами старого года. В старину в Китае в этот день совершалось жертвоприношение божеству домашнего очага Цзаовану. Его изображение – чаще всего это был нарисованный на бумаге портрет старца – выставляли у алтаря предков вместе с бумажными же изображениями жертвоприношений, и все это сжигалось. Считалось, что при этом Цзаован отправляется на небо с докладом к верховному владыке божеству. Предварительно старца смачивали вином, а его губы смазывали сладкой патокой или медом, чтобы его доклад был «послаще».
После Сяоняня китайцы буквально погружаются в предновогодние хлопоты: усердно закупают продукты, сладости, подарки, украшения для дома и подарки для близких. Главное предпраздничное мероприятие – генеральная уборка во всем доме, а затем и его украшение. На дверях и в других видных местах попарно вывешиваются каллиграфические надписи – пожелания счастья, радости и богатства.
В ночь под Новый год семья собирается на праздничный ужин. Помимо блюд из рыбы, куриного мяса и доуфу, на стол подают обязательное для этого праздника блюдо: на севере пельмени, а на юге – няньгао (нечто вроде клецек из сладкого клейкого риса). Пельмени и няньгао считаются кулинарным изображением слитков листков серебра или золота, то есть опять-таки служат символом богатства. Раздают подарки, главный дар детям – «хунбао» (конверты из красной бумаги с вложенными в них деньгами).
И, наконец, полуночный фейерверк. В Китае без этой «игры огней» и треска хлопушек праздник не праздник. Их изначальное предназначение – отпугивать от домов нечистую силу. Правда, и непрекращающийся грохот, и мелькание вспышек небезвредны, часто сопровождаются ранениями и травмами. Вот почему китайские власти в своем новом «цивилизаторском» рвении пытаются ограничить «огненные забавы». Кое-где петарды запрещены. Однако изобретательные жители приспосабливаются: вывешивают бутафорские петарды, и даже устраивают гром взрывов… из магнитофона.
Традиция новогодней ночи – бодрствовать до рассвета. Принято проводить время за беседой, различными настольными играми и у телевизора. Последний ныне заменил многие традиционные забавы, обеспечив людей концертной программой на несколько часов.
Наутро наступает время визитов к родственникам и друзьям. Опять в ход идут подарки и красные конверты с деньгами. Первые три дня нового года – нерабочие. В современном Китае, где не так строго соблюдают традиции предков, все же сохранился обычай поездок к родственникам на Новый год. Точнее, этот праздник долгое время был единственным отпуском в году, и тем людям, кто собирался съездить к родным в ту или иную провинцию, к официальным дням отдыха даже добавляли еще какое-то время.
Наконец, Праздник фонарей, приходящийся на 15-й день первого месяца нового года. Это время массовых гуляний. Во дворах домов и на улицах вывешивают самые разнообразные покупные и самодельные красочные фонари. В парках и на площадях проходят выступления самодеятельных и профессиональных артистов. По-акробатически пружинно пробегают по улицам вереницы молодых артистов, волной пронося на шестах длинные бумажные изображения драконов.
Вы спросите: а где же «синий петух»? Он всюду в праздничных украшениях китайских домов и улиц, но в целом символ нынешнего китайского Нового года не так занимает внимание китайцев, как разговор встречающих Новый год москвичей. Ведь символику старого календаря уже мало кто понимает.
Календарь, действовавший в древнем Китае, состоял из 12 циклических знаков (крыса, корова, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья), сочетавшихся с одним из пяти элементов природы (металл, вода, дерево, огонь, земля). Каждый из последних имеет эквивалент в виде того или иного цвета. По этой системе наступающий год сочетает синий цвет и знак «петух».
У китайцев нет каких-либо особых предрассудков, связанных с петухом или курицей. Тем более они никак не отказываются от курятины на новогоднем столе – это даже, наоборот, одно из обязательных блюд. Хорошо знают значение всех этих символов лишь профессионалы гаданья, для которых Новый год – хороший источник доходов. Гаданье за деньги, очень распространенное в старом Китае, ныне потихоньку возрождается в КНР.
Год Синего Петуха рассматривается как продолжение предыдущего года. Поэтому все его беды и радости – из прошлого года, их, так сказать, второй раунд. Главная рекомендация на год Синего Петуха – непременно продолжить дело, затеянное в прошлом году.
Артур Блинов
Независимая Газета
# 23 (3419) 7 февраля 2005 г.
***