Если попытаться увидеть в фильме «Нападение на 13-й участок» (Assault on Precinct 13) некую социальную философию, то самой близкой будет леволиберальная идея о том, что «полицейские и воры», то есть правоохранители и преступники в Америке, в общем-то одним миром мазаны. Причем для подкрепления этой мысли опытный сценарист Джеймс ДеМонако делает двойной удар ниже пояса: мало того, что полицейские детройтского участка номер 13 должны объединить свои усилия с уголовниками, чтобы отразить нападение на участок, но нападающими являются… тоже полицейские.

Это недоверие и нелюбовь к полиции, видимо, свойственны и французскому режиссеру Жану-Франсуа Рише, выросшему в зараженных ненавистью к властям бедных пригородах Парижа, напоминающих опасные районы американских городов. Кто смотрел незаурядный фильм французского режиссера Матье Кассовица «Ненависть» (La Haine), поймет, о чем я говорю.

Но француз Рише все-таки снимает американский фильм об Америке, и посему студии был нужен положительный герой. Мы, американцы, любим, чтобы добро побеждало зло. По крайней мере в кино. Но в этом римейке давнего (1976 года) одноименного боевика Джона Карпентера, который сам был парафразом классического вестерна «Рио-Браво» (1959 г.) Говарда Хоукса, главный герой отнюдь не Джон Уэйн. Этого героя — сержанта полиции Джека Реника — играет актер далеко не героической внешности Итан Хоук. Его режиссер, очевидно, заприметил в роли полицейского-новичка в психологическом триллере «Тренировочный день», где Хоук отлично использует свою некоторую, что ли, природную взъерошенность для создания довольно «колючего» образа. Между прочим, в «Нападении…» нам его поначалу представляют как мелкого наркодилера.

Вступительная сцена снята в стиле содерберговского «Трафика». Хоук-Реник и его коллеги-полицейские – мужчина и женщина – посланы изображать наркодилеров для поимки какого-то славянского (похоже, сербского) мафиозо. Подручный гангстера узнает Реника, выступавшего свидетелем на суде над его братом. Возникает перестрелка, в ходе которой гибнут товарищи Реника, а он сам получает ранение.

И вот несколько месяцев спустя мы застаем его переведенным на канцелярскую работу в полицейском участке, который должен закрыться навсегда на следующий после Нового года день. Последнее, новогоднее дежурство в зачуханном участке оборачивается настоящими боевыми действиями. На елку, украшенную в участке, придут коррумпированные полицейские из городского спецназа-ОМОНа, поскольку из-за снежного бурана в 13-й участок случайно (кино есть кино!) завезли на ночь крупного местного гангстера Мэриона Бишопа (Лоуренс Фишберн). Этот чернокожий «крестный отец», арестованный за убийство, слишком много знает о спецделишках спецназа, и его нужно убрать.

Вместо того, чтобы выдать гангстера «коллегам», Реник решает дать им бой. Но поскольку у него, кроме предпенсионного напарника Джаспера О’Шей (Брайан Деннехи) и сексапильной секретарши Айрис Ферри (Дреа ди Маттео) да гражданского доктора-психотерапевта Аликс Сэбиан (Мария Белло), никого под рукой нет, Джек решает вооружить двух мелких чернокожих жуликов и одного психопата-латино, оказавшихся в одном тюремном автобусе с Бишопом, и самого мистера Бишопа. И с этим «войском» стоять насмерть до восхода солнца, когда на помощь придут «хорошие» полицейские.

Как полагается в таких фильмах, связи с полицейской комендатурой нет, телефон уже отрезан в связи с предстоящим закрытием участка, а «мобильники» сценарно-удобно в буран не работают.

Режиссер Рише энергично ставит боевые сцены, при этом умело используя психологический ресурс двух интересных актеров – Хоука и Фишберна. Сотрудничество черного гангстера и белого полицейского при взаимном недоверии на фоне осады участка создает интересный нервный стержень картины, позволяющий удержать ее на уровне несколько выше среднего, а наше внимание до конца фильма.

Вполне возможно, что и второе пришествие обреченного на слом полицейского участка с номером 13 в названии окажется коммерчески счастливым.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

04 Feb 2005

Voanews.com

***