Сохранение национальных парков оказывается второстепенной задачей, когда речь идет о комфортном отдыхе российской элиты

Положительное заключение экологической экспертизы на строительство дороги 4-й категории, часть которой пройдет по территории Валдайского национального парка, будет получено в ближайшие дни. Об этом сообщил RBC daily специалист Гипродор НИИ, главный инженер проекта Александр Чиликин. По его словам, уже сегодня известно, что большинство привлеченных экспертов рекомендовало одобрить этот проект. Между тем, по утверждению ряда специалистов, к анализу экологического воздействия нового хозяйственного объекта, который появится в особо охраняемой природной зоне, не были привлечены эксперты, действительно знающие особенности этого комплекса. Как отмечают специалисты, непосредственно проектировавшие парк, любое строительство хозяйственного объекта такого рода оказывает негативное влияние на природный комплекс, но неграмотное строительство приводит к непоправимым последствиям. По словам некоторых экспертов, скорее всего, эти аргументы всерьез воспринимать не станут, так как Валдай привлекает крупный бизнес, заинтересованный в освоении земель, примыкающих к резиденции Владимира Путина.

В последние годы практически во всех заповедных зонах Европейской части России, в частности в национальных парках, пытаются развернуть хозяйственную деятельность. Согласно действующему законодательству, в принципе хозяйственная деятельность на этих территориях не запрещена, но она не должна нарушать коренным образом природные характеристики особо охраняемой зоны. «В границах национального парка находятся и населенные пункты, и сельскохозяйственные объекты, поэтому очевидно, что полностью исключить воздействие хозяйственной деятельности на этот объект невозможно, – сказал RBC daily директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко. – Однако в последнее время участились случаи, когда воздействие на национальные парки и заповедники становится неоправданно агрессивным и непродуманным. Правда, иногда своевременное вмешательство общественных организаций и представителей науки позволяло остановить некоторые проекты». Так, например, удалось остановить строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Ветка должна была проходить сразу через несколько заповедных зон, причем, по словам Алексея Зименко, проект практически не учитывал особенности строительства на таких территориях (сейчас проект приводят в соответствие с природоохранными нормами).

«Однако на сегодняшний день конструктивных примеров пока меньше, чем отрицательных», – замечает Алексей Зименко. Одним из таких случаев специалисты называют строительство в Сочинском национальном парке горнолыжной трассы. «Национальные парки предназначены в том числе и для отдыха, – сказал RBC daily старший научный сотрудник Института географии РАН Михаил Глазов. – Однако и проектирование, и строительство горнолыжной трассы в Сочинском национальном парке были проведены опять-таки без учета статуса зоны, в которой она должна была проходить. Сегодня ситуация грозит повториться рядом с еще одним объектом. Через Валдайский национальный парк планируется построить четырехполосную трассу к резиденции Владимира Путина, расположенной на озере Ужин». Сам Валдайский парк – место уникальное, по утверждению Михаила Глазова (он был в числе его основных проектировщиков). «В России это единственный парк, который организован по бассейновому принципу, то есть он является территорией одного водосборного бассейна, – рассказывает г-н Глазов. – Это позволяет эффективно им управлять. На его территории находятся все основные водные объекты живописнейшей Валдайской возвышенности, среди которых озера Валдайское, Ужин, Велье, Боровно, – всего более 70 озер, причем они признаны международными организациями эталонами чистоты (большая редкость для России). А река Полометь, протекающая через территорию парка, – вообще единственная на всем Северо-Западе России, которая имеет этот статус. Общая площадь парка – 170 тыс. га».

Согласно проекту строительства дороги, которая должна связать железнодорожную станцию Угловка (на Октябрьской железной дороге) и резиденцию президента «Долгие Бороды», расположенную на берегу оз. Ужин, ширина земляного полотна составит 10 метров, проезжей части – 6 метров. Работы будут проводиться в пределах официально разрешенного землеотвода – 18 метров. По словам специалистов, в национальном парке непродуманное строительство дороги даже длиной 1 км может нарушить биоравновесие. «По Валдайскому национальному парку и его охранной территории пройдет около 12 км трассы, причем частично – по водоохранной зоне озера Ужин, – говорит Михаил Глазов. – Придется рубить лес, часть которого относится к первой категории. В этом природном комплексе дорога окажется своего рода плотиной, которая может изменить весь гидрологический режим (произойдут подтопления, эрозия, деградация почвенного покрова)». В принципе при грамотном, продуманном подходе экологические последствия строительства дороги могут быть минимальны, однако специалисты утверждают, что грамотного подхода в этом случае ожидать не приходится.

«Экспертиза проводилась зимой», – говорит Михаил Глазов. Понятно, что в этот период адекватно оценить ситуацию невозможно. «К тому же, — замечает Алексей Зименко, — к экологической экспертизе, по нашим данным, не были привлечены специалисты, действительно знакомые с особенностями этого парка». Уже сегодня стало очевидно, что не был принят во внимание один из ключевых моментов, чего и опасались специалисты. «Дорога идет в непосредственной близости от большого болота (по мнению других специалистов, часть болота она и вовсе пересечет. – RBC daily), – говорит г-н Глазов. – Если не предусмотреть особую дренажную систему, как раз и произойдет изменение гидрологического режима, ведь из болота вытекает масса мелких ручейков и речушек. Нарушение гидрологии ставит под вопрос природную уникальность Валдайского национального парка». Однако, судя по всему, никакой особой дренажной системы там не будет. «На территории, где пройдет дорога, и в помине нет никаких болот, – уверяет Александр Чиликин. – Все речки мы будем переходить по специальным мостикам, также планируется строительство специальных очистительных сооружений. Предложенный инвестиционный план и экологическая его составляющая, по предварительным данным, поддерживается большинством экспертов. В ближайшие дни, думаю, мы получим заключение. Если все окажется в порядке, то уже к концу текущего года завершим строительство дороги».

По словам местного населения, которое живет в непосредственной близости от границ парка, экспертиза, выбор и проектирование прошли в крайне оперативном режиме. «О том, что по парку пойдет такая значительная трасса, мы узнали от геодезистов, – сказал RBC daily один из жителей деревни Ужин. – Хотя по действующему закону при разработке проекта общественность должна быть заранее извещена об этом и обязательно привлечена к оценке воздействия на окружающую среду. Однако я думаю, что сделано этого не было, поскольку экспертиза могла бы затянуться надолго, а сроки строительства, похоже, весьма ограничены. Некоторые чиновники, которые приезжали к нам, говорят, что строительство необходимо начать оперативно, поскольку через полтора года сюда могут приехать высокие международные гости – не повезешь же их по проселку». То, что к резиденции власть проявила особое внимание, стало ясно уже в 2003 г. «В 2003 г. сменили руководство парка, – говорит Михаил Глазов. – На пост руководителя был поставлен бывший руководитель ФСБ региона. По словам местных жителей, с чего-то вдруг до и после Иверского монастыря провели несколько километров роскошной дороги. Стали строить новую железнодорожную развязку на станции Угловка. «Предполагают, что в 2005 г. сюда привезут «большую восьмерку», – говорит Михаил Глазов. – Поэтому так торопятся со строительством. Хотя, по большому счету, можно было бы пустить дорогу с другой стороны к резиденции, но там она пойдет не по красивейшим местам Валдайского парка, а через разрушенные, погибающие деревни, которые никто, конечно, не хочет демонстрировать». Хотя более реальное объяснение ситуации кроется, похоже, совсем в другом. «Внутри парка есть зоны, которые не относятся к его статусу, большая часть из них – это заброшенные сельхозугодья, – уточняет г-н Глазов. – В последнее время эти земли активно переводят из категории сельскохозяйственных и продают под застройку. Места красивейшие, рядом резиденция президента – спрос будет сумасшедшим. Вот только автобана для комфортного подъезда пока нет».

Отдел общества

Лада Федорова, 04.02.2005

РосБизнесКонсалтинг

*