Раскол в Самарской городской думе привел к тому, что город вступил в 2005 г. без бюджета. Депутатское большинство приняло бюджет в декабре, но председатель думы — мэр Георгий Лиманский — не подписал его, а администрация не исполняет. На этой неделе “меньшевики” приняли второй бюджет. Эксперты считают, что ни один из бюджетов не имеет юридической силы.

Раскол в Самарской городской думе возник после выборов в июле 2004 г., когда большинство депутатов оказались в оппозиции мэру города и председателю думы Георгию Лиманскому. Две группы из 23 и 10 депутатов заседают раздельно и оспаривают легитимность друг друга. 23 декабря 2004 г. депутатское большинство приняло городской бюджет на 2005 г., его подписал заместитель председателя думы Виталий Ильин, но не подписал Лиманский. В администрации Самары говорят, что бюджет к ним не поступал и городские расходы финансируются ежемесячно в размере 1/12 от расходов бюджета-2004. Первый замглавы администрации Самары Валерий Троян заявил тогда, что бюджет “большевиков” не подлежит исполнению, потому что “принят с нарушениями положения о бюджетном процессе в Самаре”. А депутатское меньшинство, лояльное Лиманскому, заявило, что “большевистский” документ не учитывает субвенций из облбюджета в размере 1,052 млрд руб., и обратилось в прокуратуру Самары с просьбой опротестовать его. В конце января “меньшевики” приняли свой вариант бюджета, который во вторник подписал зампредседателя думы Михаил Анисимов, возглавляющий меньшинство, но также не подписал Лиманский.

По словам Анисимова, Лиманский выжидает, что скажет суд: сейчас там рассматривается жалоба, оспаривающая законность заседаний и решений “большевиков”.

“То, что документ не подписан председателем, не имеет значения для его легитимности, — считает лидер большинства Ильин. — Главное, что бюджет принят большинством депутатов”. По его словам, в случае неисполнения бюджета, принятого большинством, депутаты обратятся в прокуратуру и суд.

А Троян из горадминистрации заявил, что “исполнение бюджета зависит от того, когда депутаты выработают единое взвешенное решение” на совместном заседании думы.

Завкафедрой государственного и административного права Самарского госуниверситета Виктор Полянский считает, что ни один из вариантов бюджета не имеет юридической силы, потому что статус думы как представительного органа не был оформлен на ее первом прерванном заседании. До тех пор пока это не будет сделано в соответствии с регламентом, “любое собрание депутатов носит частный характер”, считает Полянский.

Сегодня ситуация тупиковая настолько, что ни для Лиманского, ни для Ильина нет возможности организовать совместное заседание, не потеряв лицо, считает заведующий сектором консалтинга и PR-центра “Социальная механика” Андрей Перла. По его мнению, нынешняя ситуация может сохраниться до прямых выборов мэра Самары [лето 2006 г.].

Евгений Корнилов

Ведомости – Самара

04.02.2005, №19 (1301)

Ведомости – Самара

*