(«ВН»). Правительство России назначило малоизвестного питерского пилота генеральным директором Государственной транспортной компании (ГТК) «Россия», специализирующейся на перевозке высших должностных лиц страны. Многие блистательные административные карьеры в советской и российской гражданской авиации начинались именно с должностей (в том числе и более скромных) в «придворной» авиакомпании. Однако Сергею Михальченко подобный взлет не гарантирован. Дело в том, что перед ним поставлена задача перевести ГТК из разряда «придворных» компаний в «обычные», а затем и вовсе ее ликвидировать.

Предыдущий гендиректор «России» Николай Шипиль покинул ее весной 2004 года в связи с назначением его на должность руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ). С тех пор обязанности главы компании исполнял первый замгендиректора ГТК «Россия» Андрей Тюрин.

Сергей Михальченко в «России» раньше не работал. После окончания в 1989 году Кировоградского высшего летного училище гражданской авиации он поступил на работу в Ленинградский объединенный авиаотряд (ныне — авиапредприятие «Пулково»). Там он проработал вторым пилотом до 2003 года. В прошлом году он возглавил ЗАО «Авиационная компания Russair». Эта компания, базирующаяся в Санкт-Петербурге, занимается продажей легких (на четыре—восемь пассажиров) вертолетов производства западных фирм Eurocopter и Robinson, а также обеспечением сопутствующего сервиса. На российском рынке с учетом таможенных пошлин такие машины стоят порядка 500 тыс. долл. В прошлом году коммерческий директор Russair Игорь Решетников рассказал одному питерскому изданию, что в год его компания продает до трех вертолетов. Из чего несложно сделать вывод о скромных масштабах бизнеса, возглавлявшегося г-ном Михальченко. Но новом месте работы он должен будет командовать полетами 40 магистральных воздушных судов, в том числе двух президентских бортов Ил-96. Постоянными клиентами г-на Михальченко кроме президента страны «по должности» будут председатель правительства, главы обеих палат Федерального Собрания и министр иностранных дел России.

В прошлом случалось, что человек, занятый перевозкой таких людей, сам со временем становился министром. Наиболее известный в отрасли пример — это личный пилот Леонида Брежнева Борис Бугаев, который проработал министром гражданской авиации СССР 17 лет (1970—1987). Карьерный рост предыдущего гендиректора ГТК «Россия» Николая Шипиля также укладывается в эту схему. Однако новому гендиректору ГТК будет труднее «зарекомендовать себя», так как возить президента ему осталось совсем недолго.

29 декабря прошлого года премьер Фрадков подписал постановление, определяющее схему объединения ГТК с другой государственной авиакомпанией — «Пулково» (принципиальное решение об их слиянии было еще в августе того года закреплено указом Владимира Путина).

Согласно распоряжению Михаила Фрадкова обе объединяемые компании должны быть предварительно разделены. Из «Пулково» будет выделен одноименный аэропортовый комплекс, до сих пор входящий в компанию на правах структурного подразделения. А из «России» будет изъято «имущество, предназначенное для обеспечения авиационных перевозок» президента и других высших чиновников. По оценкам экспертов, таким образом флот ГТК может потерять до 30 из имеющихся в нем сейчас 40 самолетов.

Это имущество будет передано управлению делами президента (которое сейчас курирует деятельность ГТК). А сильно уменьшившаяся «Россия» будет передана в ведение ФАВТ для объединения с урезанным «Пулково». В результате должна появиться базирующаяся в Санкт-Петербурге авиакомпания, способная бороться за звание второго по величине авиаперевозчика страны. Ее соперниками в этой борьбе обещают стать новосибирская «Сибирь» и альянс компаний, формирующийся сейчас под эгидой красноярской «Красэйр». Место лидера национальной гражданской авиации в обозримой перспективе сохранит за собой «Аэрофлот».

Главной задачей бывшего второго пилота Сергея Михальченко теперь будет привести «Россию» в «Пулково». В постановлении правительства от 29 декабря 2004 года срок исполнения этой задачи не назван, однако ожидается, что объединение произойдет в этом году.

Михаил КУКУШКИН

N°18

04 февраля 2005 Время новостей

Время новостей

***