(«Новая газета»). Правда о событиях в Благовещенске все-таки начала всплывать. В прошлом номере «Новой» мы опубликовали приказ главного башкирского милиционера Рафаила Диваева, санкционировавшего применение ОМОНа для проведения «профилактических мероприятий». Суть в том, что участие спецподразделений регламентируется особыми инструкциями, так что законность самого факта участия ОМОНа в благовещенском побоище под большим вопросом.

Но в любом случае генерал Диваев несет полную ответственность за все, что произошло в городе. И здесь — пикантная подробность. Приказ был подписан 9 декабря прошлого года, а до 10-го в республике работала специальная комиссия МВД России, которая, кстати, тоже выявила немало жутких подробностей в деятельности башкирских милиционеров. Вопрос: знал ли о распоряжении Диваева проверяющий инспектор генерал Артемьев, или башкирский министр столь уверенно себя чувствует, что санкционировал «профилактику» под носом у московского эмиссара?

       Ведь если судить по предоставленной башкирскими милиционерами в МВД справке о состоянии дел, в Благовещенске действительно творилось страшное — рост только одних грабежей на 200 процентов за неполный год. Уж не говоря о массовом нападении на милиционеров. Московский генерал обязательно должен был быть проинформирован, но этого, судя по всему, не произошло. Почему? Может быть, потому, что не было никакого «роста преступности»?

       Мы собрали статистику по судам первой инстанции Благовещенского района за 2003—2004 года. Картина прямо противоположная — явно заметно общее снижение уровня преступности, а количество тех же самых грабежей вообще снизилось в 4 раза.

       То есть милиционеры просто обманули общественность. И если в таком свете взглянуть на приказ, подписанный Рафаилом Диваевым, то есть где разгуляться прокуратуре.

      

       И вот здесь стоит еще раз вернуться к общей кампании беспрецедентной лжи, которую развернули башкирские власти после событий в Благовещенске. Прокурор республики Михаил Зелепукин, глядя в глаза старейшему российскому правозащитнику, всемирно признанному общественному деятелю Людмиле Алексеевой, заявил, что он своей властью отстранил от исполнения обязанностей прокурора города Благовещенск Исмагилова. Тогда общественность восприняла это как маленькую, но победу. И вдруг в одной из газет, которую в Башкирии давно называют «ментовской», вышла откровенно издевательская заметка, в которой говорится, что прокурора никто и не думал отстранять. Он слегка приболел, зато теперь бодро расследует события в Благовещенске.

       То же самое — и с начальником РОВД Рамазановым. Следователь по особо важным делам прокуратуры республики дает информацию «Интерфаксу», что против главного благовещенского милиционера возбуждено уголовное дело. Но Рамазанов тут же заболевает и поэтому не может являться на допросы. Прошла даже информация о том, что он скрылся и чуть ли не объявлен в розыск.

       Случилось чудо — сотрудники РОВД да и обычные городские жители продолжают регулярно замечать Рамазанова на своем рабочем месте. Хотя прокуратура и милиция в Благовещенске расположены практически в одном дворе. Почему тяжелая болезнь позволяет Рамазанову добраться до работы, но не позволяет зайти к соседям в прокуратуру — большая медицинская загадка.

       Сразу после Нового года при министре Диваеве был создан Общественный совет по контролю за соблюдением прав человека в милиции. Правозащитники оценили это телодвижение как попытку снять напряженность вокруг Благовещенска (на первом заседании совета обсуждали именно его). Однако все получилось беззастенчивее. Начальником совета был назначен заместитель Диваева — некто Тукумбетов. Каково же было изумление правозащитников, когда буквально через несколько дней Тукумбетова назначают «смотрящим» за правами человека по всей Башкирии. А губернатор Муртаза Рахимов, горячо поздравив новоявленного омбудсмена, поручает ему лично (!) разобраться с событиями в Благовещенске!

       Чтобы понять всю странность подобного решения, нужно рассказать вкратце, что это за деятель такой — Тукумбетов. С начала 2000-х годов по правовым инстанциям Башкирии гуляет несколько жутких уголовных дел с участием сотрудников милиции, по сравнению с которыми даже Благовещенск бледнеет.

       Вот только одно из них (цитирую по представлению Верховного суда Башкирии): «Чучейкин (опер одного из РУВД Уфы. — М. Х.) после отказа потерпевшего выдать оружие, которого у него никогда не было, нанес множество ударов руками и ногами… после чего он застегнул руки потерпевшего сзади наручниками, сорвал с него брюки, вставил в анальный канал горлышко стеклянной бутылки… Мещеряков (еще один служитель. — М. Х.), присоединившись к Чучейкину, также стал наносить удары ногами по лежащему на полу человеку, двигать бутылку в анальном канале…».

       В итоге оперы были осуждены «условно». Но их увольняли вплоть до решения суда второй инстанции. Все требования адвокатов на этот счет Тукумбетов, который является заместителем Диваева по кадрам, категорически отклонял.

       То же самое происходит и с другим резонансным делом: менты в башкирском городе Стерлитамаке изнасиловали и зверски убили совсем юную девчонку. Тукумбетов волевым решением запретил увольнять ценные кадры: нет суда — работайте, ребята. Такой вот отец родной… А теперь этот папа будет разбираться с правами человека в Благовещенске. Понятно, почему возмутился всероссийский омбудсмен Лукин, который немедленно направил протест президенту Путину.

      

       Не менее некрасивые вещи происходят и на уровне российского МВД. Напомним: как только стало известно о событиях в Благовещенске, министр Нургалиев встретился с Лукиным и пообещал разобраться. На разборки в Башкирию выехал генерал Блинов из Главного инспекторского департамента. Как он разбирался, мы уже писали: генерал встретился с пострадавшими людьми только один раз, в массовом порядке — со сцены местного ДК, где почти весело заявил, что избитые менты намного важнее избитого города. Правда, с избитыми милиционерами он тоже забыл встретиться. Одним словом, более позорной проверки и представить невозможно. Тем не менее на этой неделе по итогам блиновского доклада собирается коллегия МВД РФ, куда вызван министр Диваев, специально прилетает и президент Рахимов. А теперь — внимание.

       В преддверии этого замечательного события сразу три высших должностных лица российской милиции — один из замов Нургалиева генерал Смирный, начальник главного инспекторского управления генерал Стрельников и начальник милиции ПриФО генерал Щербаков — обращаются к министру с требованием прекратить все расследование по Благовещенску, признать действия Диваева правомерными, а результаты проверки комиссии Блинова принять к сведению. И это после всех публичных разоблачений, скандалов и расследований! Большего бесстыдства и придумать трудно.

      

       P.S. На этой неделе в Благовещенск выезжает помощник президента и правозащитник Элла Памфилова. Расследование продолжается.

      

       Марат ХАЙРУЛЛИН

       03.02.2005

№ 8

3 февраля 2005 г.   

"Новая газета"

***