(«РК»). «Я потерял самого близкого друга, самого надежного советчика и соратника» — эти слова были произнесенны президентом Грузии Михаилом Саакашвили на чрезвычайном заседании правительства в четверг утром. Таким своего молодого и энергичного президента жители Грузии не видели никогда. Саакашвили выглядел не просто растерянным — у него был вид морально раздавленного человека.

Именно Зураб Жвания был тем человеком, который привел Саакашвили в большую грузинскую политику. Именно он был главным организатором и теневым руководителем «революции роз». С его именем связывают в Грузии проведение политических и экономических реформ, которые сдвинули наконец-то эту терзаемую внутренними клановыми и этническими противоречиями страну с мертвой точки.

В грузинском истеблишменте небезосновательно бытовало мнение, что по большому счету Саакашвили — лишь эффектное публичное прыкрытие премьера, который и был истинным локомотивом в движении Грузии на Запад.

Сразу же после того, как стало известно о смерти Зураба Жвания с подачи министра внутренних дел Вано Мерабишвили основной стала бытовая версия. Вкратце она выглядит так: примерно в половине двенадцатого ночи премьер решил заехать в гости к своему другу, недавно назначенному заместителю губернатора региона Шида Картли Раулю Юсупову. Охрана осталась на улице. Обеспокоенные незапланированно долгим отсутствием премьера охранники стали звонить на его мобильный телефон. Не дождавшись ответа в половине пятого утра они решили взломать дверь.

Жвания и Юсупова нашли мертвыми. Причем, по словам Мерабишвили премьера нашли сидящим в кресле, а Юсупова на кухне. Перед премьером лежали раскрытые нарды, а рядом был накрыт небольшой стол.

В качестве основной была выдвинута верся отравления угарным газом, утечка которого произошла из-за неверно смонтированного газового камина «Никала» иранского производства.

На момент подписания номера не было никаких официальных комментариев со стороны грузинских врачей. Более, того службы правопорядка оцепили здание республиканской больницы, куда первезли тела погибших и не впускали туда никого. Судмедэкспертам было запрещено давать интервью представителям прессы.

Было заявлено, что за последние три года в Тбилиси в результате отравления угарным газом из-за неправильного монтажа обогревателей погибло более сорока человек.

Между тем, как утверждают наши источники в Тбилгазе, в 99 процентах случаев, смерть от отравления угарным газом наступала во время сна. Предположить, что Жвания уснул в кресле во время игры в нарды, конечно можно, но выглядит это малоубедительно.

Более того, как утверждают медики, отравление угарным газом как правило вызывает у человека рвоту. По словам наших источников ни у Жвания, ни у Юсупова ничего подобного обнаружено не было.

Что же касается самого Рауля Юсупова, 25-летнего уроженца Телавского района и злополучной квартиры на улице Сабурталинской, где нашли тела погибших, то и здесь не все так просто.

Рауль Юсупов, по словам его родителей, жил совсем в другом районе Тбилиси и о существовании этой квартиры они ничего не знали. А, один из ближайших соратников Жвания депутат грузинского парламента Василий Маглаперидзе утверждает, что несколько дней назад Юсупов обратился к нему с просьбой устроить аудиенцию с премьером и говорить о том, что у него были непосредственные контакты с Жвания и тем более — дружественные отношения — по меньшей мере несерьезно.

Если допустить, что гибель премьер-министра Грузии не трагическая случайность — то лучшего способа скомпрометировать нынешние грузинские власти не придумаешь. Дело в том, что недоброжелатели Жвания, которых в Грузии более чем достаточно, обвиняли его во всех смертных грехах. К месту и не к месту вспоминали, что мать у него армянка, постоянно муссировали вопрос о слишком либеральных взглядах покойного премьера на отношения между полами.

А вся эта нелепая ситуция с нардами, угарным газом, непонятной квартирой и впрямь смахивает на провокацию. Прфессионально исполненную, но предельно грязную.

Впрочем, как бы там ни было, гибель Жвания стала огромным подарком для тех, кого не устраивал нынешний грузинский президент и тот курс который взяла страна.

Вопрос же «кому выгодна смерть Жвания», в данном случае риторический. Легче сказать — кому она не выгодна — президенту Саакашвили и народу Грузии.

Акакий Микадзе

«Русский курьер»

№ 467 2005-02-04

"Русский курьер"

*