Вчера эта тема обсуждалась дважды. Сначала на пресс-конференции с участием представителей Росздравнадзора, Совета Федерации, фармаотрасли.

А затем, группа экспертов «перекочевала» в Госдуму, где за «круглым столом» все заинтересованные стороны анализировали ситуацию, в чем главная причина напряженности, возникшей с лекарственным обеспечением льготников в некоторых регионах.

Большинство экспертов считают, что стратегия реформы совершенно правильная. И главная задача сегодня — максимально быстро навести элементарный порядок, чтобы люди не томились в очередях за бесплатными рецептами, чтобы врачи тратили как можно меньше времени на их выписку и, наконец, чтобы нужное лекарство ожидало пациента в аптеке.

Беда в том, что выполнение этих трех элементарных условий зависит от довольно большого количества разных организаций и людей. В некоторых регионах, например в Екатеринбурге, введение нового порядка прошло почти безболезненно. Все пациенты, имеющие право на бесплатный рецепт, давно учтены и внесены в электронный реестр, а процесс учета их приема и лечебных назначений автоматизирован.

В других областях и республиках реформа началась без должной подготовки. Особенно это касается депрессивных регионов, в которых до нынешнего года право льготников на бесплатные лекарства зачастую фигурировало больше на бумаге, чем в жизни. Просто потому, что оплатить эти медикаменты региональные бюджеты были не в состоянии.

В Ульяновской области, например, в последние годы лекарственных льгот как бы и не существовало. Что уж удивляться, что, когда с начала 2005 года появились федеральные деньги, количество пациентов в поликлиниках возросло многократно.

— Раньше льготники обеспечивались бесплатными препаратами за счет бюджетов субъектов Федерации, — пояснил на вчерашней пресс-конференции Борис Шпигель, председатель подкомитета Совета Федерации по здравоохранению. — Перечни препаратов также утверждали регионы — и даже в благополучных территориях эти списки содержали максимум 200 наименований. Сегодня по федеральной программе перечень торговых марок содержит более 1800 позиций. Многие из этих лекарств льготники смогут получить бесплатно только теперь. Понятно, что и врачам нужно перестроиться.

По данным минздравсоцразвития, в течение двух послепраздничных недель января во многих регионах было выписано рецептов больше, чем за весь предшествующий год. Например, в прошлом году в Новгородской области было выписано 25 тысяч льготных рецептов, а в январе нынешнего — 32 тысячи. В Волгоградской области, соответственно, 9 и 16 тысяч, в Нижегородской — 164 и 200 тысяч. Конечно, с таким «валом» трудно справиться в считанные дни.

Можно сколько угодно сочувствовать врачам, со скрипом переходящим на новую, усложненную форму выписки рецептов, тратящим на это дополнительные силы и время «за ту же зарплату». Но любой мало-мальски здравомыслящий человек понимает: «бесплатное» лекарство на самом деле стоит денег, и немалых. Только платит за каждую упаковку или ампулу не конкретный пациент, а государство. Деньги на программу лекарственного обеспечения льготников выделены огромные — 50,8 миллиарда рублей на год. Так вот, чтобы государственные деньги не уходили «налево», чтобы рецепты выписывались именно тем пациентам, которые имеют право на льготы, чтобы лекарство назначалось строго по показаниям, а не потому, что «бабушка попросила», — для всего этого и нужен строгий учет, соответствующие бланки, номера страховых индивидульных лицевых счетов, на которых фиксируются суммы, потраченные государством на каждого конкретного пациента-льготника.

Отладить это первое звено в цепочке, чтобы оно не оказалось «самым слабым», очень важно. И здесь потребуются и организационные усилия главных врачей поликлиник, и их руководителей из региональных комитетов здравоохранения.

Как сообщил «РГ» замдиректора Департамента фармацевтической деятельности минздравсоцразвития Дмитрий Рейхарт, в переходный период рекомендовано лечебным учреждениям при заполнении рецептов руководствоваться перечнем лекарственных средств без указания торговой марки — это, с одной стороны, ускорит заполнение рецептов, а с другой — в аптеке при отсутствии лекарства какой-то определенной торговой марки льготник сможет получить имеющийся в наличии аналог.

— Давайте внесем ясность, — говорит Дмитрий Рейхарт. — Все разговоры о том, что лекарств в регионах для льготников нет, абсолютно не соответствуют действительности. Могут отсутствовать какие-то определенные торговые марки по тому или иному медицинскому препарату. Но это вовсе не означает, что людей нечем лечить — необходимый минимум по всем видам нозологий в регионы отправлен. Из 2,3 миллиона рецептов, выписанных в рамках федеральной программы в течение января, более двух миллионов уже обеспечено лекарствами. Примерно в 85 процентах случаев люди получили лекарства сразу же. Порядка 14 процентов рецептов поставлены в лист ожидания. Если где-то происходят сбои, обращайтесь в Росздравнадзор, к нам в минздравсоцразвития.

Представители фарминдустрии и крупнейшие дистрибьюторы, участвующие в федеральной программе, тем не менее, не скрывают тревоги. Они приняли открытое обращение, в котором фактически обвиняют региональные власти в «откровенном саботаже и попытке замораживания программы, проявляющиеся в ряде регионов».

Пожалуй, самый острый на сегодня вопрос в теме обеспечения лекарствами — это обвинения в том, что льготные лекарства поставляются по расценкам, превосходящим стоимость тех же самых препаратов в обычных аптеках. Для конкретного человека, получающего заветную упаковку, никакой разницы нет — ведь он за лекарство из своего кармана не платит. Но вот бюджету, то есть государству, такие вещи не могут быть безразличны — ведь речь идет о перерасходовании выделенных на программу финансовых ресурсов. И в минздравсоцразвития, и среди участников фармрынка такие обвинения называют абсурдными.

— Если на «обычном» прилавке лекарство оказалось дешевле, чем заплатило за точно такое же государство, это значит, что либо речь идет об остатках старой партии, у которой истекает срок хранения, либо, может быть, о «серых» поставках и даже фальсификатах, — пояснил представлявший Росздравнадзор Вадим Белоножко. — Давайте конкретные случаи — будем разбираться.

Разобраться, кстати, и в интересах самих участников рынка: они обратились с просьбой к Росздравнадзру провести расследование по каждому имевшему место инциденту. Но ведомственными проверками дело, похоже, не ограничится. Счетная палата решила ускорить плановые проверки в регионах, как выполняется на местах 122-й федеральный закон. В том числе будет проверяться и финансирование лекарственной части программы. Первые результаты проверок, сказали «РГ» в Счетной палате, можно ожидать уже к концу февраля — началу марта.

Ирина Юрьева

Дата публикации 3 февраля 2005 г.

«Российская газета»

«Российская газета»

*