"Проблем с лекарствами в стране не существует". Специалисты фармацевтического рынка сетуют на то, что медики не поняли сути нынешних социальных реформ
Первый месяц действия на территории России новой системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в рамках программы монетизации льгот позволяет сделать предварительные выводы о преимуществах и недостатках проводимых преобразований. Как решить проблему льготного лекарственного обеспечения? На этот вопрос постарались ответить представители государственной власти, а также ведущие специалисты в области медицины и фармакологии, принимавшие участие во вчерашней пресс-конференции «Острые углы» социальной реформы».
Борис Шпигель: «В отдельные месяцы
«серый» импорт составлял порядка
50 процентов рынка лекарств».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
__________________________________________
Небольшой промежуток времени показал, что проведение реформы на местах сталкивается с целым рядом серьезных препятствий. Важнейшее из них – непонимание сути проводимых преобразований не только со стороны федеральных льготников, но также медицинских работников, а в отдельных случаях и представителей региональной исполнительной власти. «Причина сложившейся ситуации – в недостатке информации, а в ряде случаев – в ее полном отсутствии», – заявил член Совета Федерации, председатель подкомитета по здравоохранению, обороту и использованию медицинских средств, медицинскому страхованию Борис Шпигель. Сенатор раскритиковал систему обеспечения лекарствами прошлых лет, приведя такой пример. «Доходит до того, что в стационаре нет необходимых препаратов. При этом больные вынуждены покупать лекарства в аптечном киоске, находящемся на территории больницы. Да что говорить, простыней не хватало! Если мы хотим жить в нормальном государстве, подобную систему нужно искоренять», – сказал Шпигель.
Участники пресс-конференции обозначили основные направления работы. «Регистрация лекарственных форм должна проводиться по международным непатентованным названиям. Многие уже позабыли, что аспирин – это ацетилсалициловая кислота», – заметил начальник управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Вадим Белоножко. Участники пресс-конференции дополнили коллегу, заметив, что «в стране существует около 140 наименований парацетамола». «В сложившейся в последнее время ситуации врачи лоббировали определенные препараты, за выписку конкретного лекарственного препарата некоторые врачи фактически получали взятку», – сказал Шпигель. Специалисты утверждают, что, например, в США пациенты получают лекарства в баночках, на которых указан препарат, а не фирма-производитель.
Еще одна тревожная проблема – ввоз в Россию некачественных лекарств. «По нашим данным, только за 2004 год в РФ ввезено на 100 миллионов долларов «серых» лекарственных средств», – сказал Борис Шпигель. Парламентарий пояснил, что «серый» импорт – это поставка лекарственных средств через офшорные компании, а не от прямого производителя, который отвечает за качество товара. «В отдельные месяцы «серый» импорт составлял порядка 50 процентов рынка лекарств», – сказал сенатор, отметив, что «система льготного обеспечения лекарствами позволит убрать с рынка «серый» импорт». Борис Шпигель также подчеркнул, что «85 процентов российских производителей лекарственных средств закупают лекарственную субстанцию для воспроизводства препаратов у европейских дилеров, через посредников, поэтому цены на лекарства колеблются до десяти раз».
При этом Вадим Белоножко отметил, что такие лекарственные субстанции имеют низкое качество. «Производство лекарственных субстанций в России крайне невыгодно, поэтому они завозятся из других стран, в основном из Китая и из Индии», – отметил Шпигель, добавив, что «международное законодательство запрещает ввоз в страну лекарственных субстанций и конечной лекарственной продукции не от прямого производителя, а в России зачастую эта норма нарушается».
Что касается собственных возможностей, то эксперты констатируют следующее: «В России не существует фармпромышленности, до 30 процентов лекарственных средств, которые продаются на территории России, – это брак». Другая проблема – грязь, антисанитария и несоблюдение международных стандартов и норм на наших фармацевтических предприятиях.
В свою очередь, начальник управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития Вадим Белоножко заявил, что служба «не может проверять каждую упаковку лекарства. Но система лекарственного обеспечения льготников исключает попадание просроченных и фальшивых препаратов в аптеки, работающие с бесплатными рецептами», – сказал он.
Наиболее острый момент прошлого месяца – очереди в аптеках, в основном в регионах. Специалисты подтверждают, что подобная проблема существует, но говорят, что она решится в ближайшие месяцы. «Просто стали выписывать больше лекарственных средств», – говорят они, приводя такие цифры: «В 2004 году финансирование на льготные лекарства составляло 500 миллионов долларов, в этом – в три с половиной раза больше». При этом участники пресс-конференции сообщили, что «на дополнительное лекарственное обеспечение в 2005 году федеральный бюджет выделяет беспрецедентную для России сумму – 50,8 миллиардов рублей».
Участники пресс-конференции развеяли слухи о том, что запас лекарств в стране может быть полностью выбран за две недели. По словам президента фармацевтической группы РОСТА (один из основных поставщиков лекарств на федеральном уровне. – «НГ») Олега Конева, «проблем лекарств в стране не существует». «В стране постоянно имеется двухмесячный запас лекарств. А, например, в нашей компании данный показатель составляет 70 дней», – заявил Конев, сообщив при этом, что обычный для Европы запас медикаментов – 3–4 недели.
Андрей Викторов
Независимая Газета
# 20 (3416) 3 февраля 2005 г.
***