Мошеннизация льгот. Жулики фальсифицируют доброту и продают ее обманутым пенсионерам. Дорого
В минувшем январе в социальных службах Волгоградской области вновь участились звонки от пожилых людей – они рассказывают о попытках мошенничества. Как правило, женщины, представляясь работницами социальных служб, предлагали пенсионерам лекарства и медицинские приборы.
По наблюдениям специалистов областного управления социальной защиты, мошенничество в социальной сфере обостряется в период различных реформаций.
Кого реформы кормят
В январе зафиксировано два свежих случая. В одном в управление соцзащиты пожаловалась пожилая пара, у которой выманили 1500 рублей за некий чудодейственный медицинский прибор. «Причем мошенники их так «заговорили», — рассказывает начальник отдела по организации социального обслуживания населения областного управления социальной защиты Николай Капицын, — что старики не помнят, когда вытащили деньги и отдали».
Во втором случае, в Красноармейском районе Волгограда, сработала традиционная схема «дешевых продуктов». Две молодые женщины предложили пенсионерке, сославшись на «просьбу» ее дочери, купить «по дешевке» ящик тушенки и мешок сахара. Убедившись, что деньги у старушки есть, «раскрутили» на дополнительную покупку. Наконец, придумали способ, как полностью выпотрошить бабушкин «гробовой» тайник. Девушки попросили у пожилой женщины немного отсыпать сахара из мешка, который, якобы, находился в машине во дворе. Сердобольная старушка пошла мыть банку под сахар, и в это время предприимчивые доброхотки забрали остатки денег. Таким образом, из дома исчезла вся «гробовая» сумма – более 20 тысяч рублей…
Впрочем, все-таки чаще, как свидетельствуют сегодняшние звонки озадаченных пенсионеров, сейчас манипулируют потребностью недорогих лекарств и чудо-аппаратов.
По велению времени
Как показывает волгоградский опыт обмана пенсионеров, который зафиксировали работники соцслужб и милиция, мошенники используют несколько основных схем отъема денег у населения.
«Закупка № 1» — продажа «дешевых» продуктов. Эти случаи были особенно популярны во времена стремительного изменения цен и сахарного дефицита.
«Закупка № 2» — «дешевые» и «чудодейственные» лекарства. Тоже достаточно традиционный способ. Сегодня он актуализировался в связи с проблемой получения и отоваривания льготных рецептов. Ведь сейчас в Волгограде (как, впрочем, наверное, и в любом другом регионе) льготнику нужно высидеть за рецептом огромную очередь в поликлинике. Затем – выстоять в аптеке. Причем нередко из списка полагающихся бесплатных лекарств человеку предлагают разве что корвалол. На этих лекарственных передрягах и играют новые мошенники. А если еще, не дай Бог, ты по дороге подскользнешься, упадешь и вернешься ни с чем домой, то твой рецепт станет недействительным.
«Закупка № 3» — за реформы. В периоды различных социальных перемен, когда необходимо переоформлять документы и проч., в квартиры к пожилым людям приходят мошенники с фальшивыми «корочками» — якобы ради сверки документов. Пока пенсионер ищет необходимые документы, справки, предприимчивые люди обчищают его квартиру. А затем тщательно «сверяют» документы, записывают данные и т.п.
Об одном таком случае рассказала пресс-секретарь областного управления социальной защиты Наталья Молотова: «К пенсионерам приходила женщина, лет сорока-пятидесяти. Она была очень обходительна, ласкова с ними, имела добрый и внимательный взгляд, выслушивала все жалобы, сопереживала проблемам. Женщина быстро входила в доверие, а после ее ухода старики недосчитывались денег или обнаруживали пропажу ценных вещей».
Тогда представители службы соцзащиты даже выступали по телевидению, предупреждая пенсионеров об орудующей мошеннице.
«Закупка № 4» — за политические надежды. Был и такой случай в Волгоградской области, когда попались старики на политической вере – вере в нового президента Путина. Случай произошел вскоре после того, как Владимир Путин первый раз победил на выборах. Тогдашняя любовь к президенту достигла небывалых рейтингов, в селе доходила до 80 процентов. Этой-то народной любовью и воспользовался неудачливый предприниматель, но зато, как оказалось, великолепный мошенник.
Мужчина средних лет и в целом приятной наружности приехал в сельские районы продать сервизы. Но торговля шла вяло, ибо народ по-прежнему нищал. Тут-то и пришла продавцу в голову великолепная маркетинговая идея. Он являлся в дома сельских пожилых людей и предлагал им… в подарок сервизы, которые якобы презентовал жителям села сам президент России Владимир Путин. Продавец при этом выглядел вполне внушающе: костюм, галстук. А сами сервизы были убедительно упакованы, повязаны ленточками…
Растроганные пенсионеры не могли нарадоваться такой заботе новой власти. А коммивояжер, между тем, рассказывала о житье-бытье в столице, в администрациях президента. Мол, живем мы тоже нелегко, зарплату задерживают, как и везде, командировочные маленькие. Даже не на что возвращаться на службу, в Москву, к президенту…
Сердобольные старики, расчувствовавшись, давали «представителю Президента» на дорогу, в долг, кто 100, кто 200, а кто и 500 рублей. Таким образом, торговля сервизами пошла со свистом!
Плата за одиночество
По словам психиатра, кандидата медицинских наук Ксении Магнитской, типичный «социальный» мошенник, по внешнему своему виду и манерам поведения, похож на реального социального работника:
-Как правило, это женщина. Не слишком юная. В арсенале мошенника – «добрые» глаза, «искреннее» участие, «сопереживание», обходительность, приятные голос и манеры, неброская внешность, милое, но незапоминающееся лицо.
Таким образом, главное орудие мошенника – это доброта. Точнее, ее фальсификация. И действительно, портрет мошенника совпадает с типовым портретом социального работника.
«Социальными работниками у нас трудятся, в основном, женщины, — рассказывает Николай Капицын. — Как правило, они обладают такими качествами, как терпение, самообладание, умение найти подход к людям, ведь у каждого свой характер. Социальным работником становятся скорее по велению сердца. Самое главное — нужно уметь приносить человеку радость. Наш работник не только приносит пенсионеру лекарства и продукты, но и сглаживает его одиночество».
По словам психиатра, жертвами мошенников становятся добрые, доверчивые люди, склонные «поверить в любую сказку», с мифологическим мышлением: «Это люди, которые не могут сказать «нет», очень мягкие, они плывут туда, куда уносит их жулик – великолепный психолог».
По мнению психиатра, сегодня эта тенденция усугубляется проблемой возрастающего одиночества стариков. В том числе и так называемого «социального сиротства» – когда пожилой человек чувствует себя «отделенным» от государства, одиноким на этом празднике жизни и изобилия супермаркетов. Об усугублении этой социальной симптоматики в ходе монетизации льгот, говорить излишне. Таким образом, социальная база мошенничества, как ни парадоксально, расширяется самим государством.
Вспоминаю недавний эпизод. Стоя в магазине около кассы, пожилая женщина, лет 70-ти, заглянула в мою корзинку: «А сколько вот это стоит?..» Хотя тут же смутилась от своего любопытства: «Ой, извините, что я вас спрашиваю. И зачем спрашиваю? Все равно, наверное, дорого…» И отвернувшись, тут же как будто впала в состояние транса, твердя одни и те же настойчивые слова: «Выживают нас, никому мы не нужны… Выживают нас, никому мы не нужны… Выживают нас, никому мы не нужны…»
«Мошенник никогда не сможет обмануть уверенного в себе человека, — говорит Ксения Магнитская. – А уверенность зависит не только от биологической природы, но и от социальных факторов».
Социальным службам приходится в очередной раз предупреждать пожилых людей – в том числе и через СМИ. Что работают они только по заявительному принципу. Существует определенная процедура обретения своего социального работника, а реализацией лекарств и проч. услуг соцработник не занимается.
Впрочем, самому соцработнику впору сегодня попасться на удочку мошенникам. Ведь средняя зарплата его – 1500 рублей.
Елена СЕРЕНКО
«Русский курьер»
№ 466 2005-02-03
*