(АиФ). ПОЛОВОЕ воспитание подростков — тема не новая, измочаленная в 90-х гг., когда в школах пытались ввести отдельный курс, посвященный этой щекотливой проблеме. Но если 10 лет назад она обсуждалась повсеместно, то ныне ее предпочитают не поднимать вовсе. Только медики хватаются за голову, когда видят очередного юношу с букетом венерических заболеваний или 14-летнюю девочку, которой уже никогда не стать матерью.

Не прижилось…

В СТОЛИЧНЫХ школах отдельный предмет на эту тему так и не прижился (есть только раздел в курсе ОБЖ). Существует концепция и программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Виктора Сюнькова (издание адресовано школьным педагогам). Если бы учителя честно давали весь материал по этой программе, столичная молодежь была бы очень эрудированной. Например, пятиклассникам на трех уроках ОБЖ должны рассказывать о ВИЧ-инфекции, потому что именно в этом возрасте велик риск заразиться ВИЧ через знакомство с наркотиками. В программе 8-го класса есть информация о СПИДе и венерических заболеваниях. Начиная с 9-го класса предусмотрена тема здорового образа жизни «Интимная безопасность». И как очень правильно написано в вышеупомянутом издании, «успех этих занятий целиком зависит от тактичности и осторожности их подачи педагогом, от степени доверия, которое испытывают к нему учащиеся». Ведь если биологичка Марьиванна считает девятиклассника Сидорова непроходимым тупицей и выше тройки по биологии ему никогда не поставит, вряд ли он станет расспрашивать такого учителя на уроках ОБЖ о первых признаках герпеса на половых органах.

Проще уклониться

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, все зависит от учителя, тем более что во многих учебниках по ОБЖ, которые попадают в руки школьников, вместо толковых предложений Виктора Сюнькова можно увидеть только куцые абзацы с грозными предостережениями, вроде «безопасное сексуальное поведение определяется в этом возрасте воздержанием от половых контактов». Только в учебниках под редакцией Вангородского, Кузнецова, Латчука и Маркова есть разделы «Проблема взаимоотношений подростков», «Основы репродуктивного здоровья подростков», «Признаки беременности», «Половая система человека», «Проблема сексуальных отношений». Но это идеальный вариант — когда школьникам достались и хорошие учебники, и чуткий педагог. В реальной жизни под влиянием родителей или собственных моральных устоев (две трети московских учителей — люди предпенсионного возраста) педагоги стараются уклониться от обсуждения «неудобной» темы.

Некоторые открыто говорят: мы в их возрасте ничего не знали и им не надо. Только вот такой эпидемии СПИДа и гепатита 50 лет назад не было. Распространенное заблуждение — если подросткам рассказывать об интимной жизни и связанных с ней проблемах, они тут же кинутся экспериментировать. Предмет полового воспитания не посвящен изучению поз Камасутры, кроме того, большинство подростков и так потеряют девственность до окончания школы. И сделают это, имея зачастую очень смутное представление о контрацепции. По словам Ольги Фроловой, руководителя отделения медико-социальных исследований и проблемного анализа Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, школьный курс полового воспитания жизненно необходим: «Молодые люди часто не готовы к половой жизни ни физиологически, ни психологически. У них нет достаточных знаний об инфекциях, передающихся половым путем, о возможности отрицательных последствий раннего начала половой жизни и прерывания беременности». Медицинская статистика подтверждает, что у половины сексуально активных девочек-подростков регистрируются воспалительные заболевания половых органов, а диагноз «отклонения формирования репродуктивной системы» можно поставить практически каждой старшекласснице.

Правда, школьный курс ОБЖ явно не может вместить всю необходимую подростку информацию. Например, кто расскажет школьникам об интимной гигиене, о необходимости посещать гинеколога раз в полгода, о том, что женские болезни случаются и при отсутствии половой жизни? Все-таки нужен и гинеколог из той же женской консультации, и уролог из поликлиники, которые будут приходить в школу и отвечать на деликатные вопросы.

Галина ШЕЙКИНА

Фото Геннадия УСОЕВА

«Аргументы и факты»

АиФ Москва

№ 05 (603) от 2 февраля 2005 г.

«Аргументы и факты»