Монетизация и импровизация
(«Трибуна»). Прошел месяц, как действует закон о монетизации льгот. Первые итоги подводит член Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Оксана ДМИТРИЕВА
— Помимо главной реакции на взбудораживший многих жителей нашей страны закон, возникает впечатление, что подготовлен он был на скорую руку, без необходимых данных. Вот, к примеру, количество льготников. Насколько мне известно, полные данные имелись только в Москве. Как же можно вести какие-то расчеты компенсаций, не зная, скольких человек точно они касаются?
— Безусловно, чтобы выяснить, сколько средств понадобится на это, необходимо знать реальное число льготников. Мало того, ведь многие категории пересекаются, среди участников войны до 90 процентов — инвалиды. А сколько среди них, к примеру, блокадников, ветеранов труда? Cистема учета в регионе велась по принципу, как самим местным властям было удобно. А ведь очень многое зависело от информации с мест. Еще в августе прошлого года, когда настало время для финальной стадии подготовки претворения закона в жизнь, я запросила сведения о взаимопересекающихся категориях льготников у Москвы, Санкт-Петербурга и у Министерства здравоохранения и социального развития. По Москве имелась полная информация, на каждого льготника здесь введена индивидуальная карта. В Санкт-Петербурге учет тоже произведен. А что касается Министерства, вот какой ответ мне прислали, причем гораздо позже, чем регионы: «Сообщаем, что Минздравсоцразвития России не располагает данными о численности в запрашиваемом разрезе. Программой статистических наблюдений сбор такой информации не предусмотрен». Что уж говорить о недоработках в самой реформе, когда запрошенные данные — это было самым элементарным.
Тем не менее она свершилась. Реакцию на нее могли видеть на экранах не только жертвы монетизации, но и вся страна. Ее разработчики после некоторой растерянности из-за прокатившейся по стране волны демонстраций, стали утверждать, что закон сам по себе правильный и своевременный, но вот проблемы возникают с его исполнением на местах.
— А субъекты Федерации какое-то отношение к федеральным льготникам в соответствии с этим законом имеют? Вот Москва позаботилась о них, а как по стране?
— Все расчеты были сделаны исходя из того, что региональные бюджеты не тратят на федеральных льготников средств. Они — так предполагалось в законе — исключительно компетенция федерального уровня. Но депутаты отстояли хотя бы норму о праве субъектов на установление дополнительных мер. Чем, к слову сказать, та же Москва и воспользовалась для своих льготников.
Плоды появления в жизни страны этого закона мы будем пожинать еще не один год. Этот 122-й закон прошелся по нашему законодательству сродни урагану: он «смыл» около 40 законодательных актов — они отменены и внес поправки в еще 155 законов. За прошедший месяц страна столкнулась лишь с видимой частью айсберга под номером 122. Изменения в законах — назову лишь некоторые — о противодействии распространения туберкулеза, о донорстве крови и ее компонентах, об образовании, о культуре, о детях-сиротах — отзовутся далеко не лучшим образом на положении всех бюджетников. Что-то еще будет, когда они поймут, насколько ущемлены теперь их права? У учителей, работающих во вспомогательных школах, отменены обязательные федеральные надбавки, у сельских врачей и учителей отменены льготы по предоставлению жилого помещения с бесплатным отоплением и освещением. У сельских пенсионеров и инвалидов пропало бесплатное предоставление лесных делянок для обеспечения заготовки дров. Льготы детей-сирот отданы на откуп чиновникам в субъектах Федерации — и по бесплатному проезду, и по обеспечению жильем. Как же жить этой одной из самых беззащитных категорий жителей нашей страны? И так-то сколько правонарушений вокруг них происходило. Вы только представьте себе, в какие криминальные ряды они могут влиться от безысходности.
Отменен ряд льгот, десятилетия сохранявшихся для работников противотуберкулезных учреждений. Туберкулез шагает по стране, но это, видимо, опять проблемы самих заболевших. Только как бы не просчитаться. А разделение этим законом донорской крови на федеральную, региональную и муниципальную обещает новые трудности с переливанием крови.
— Вспомним, что полное название этого 122-го закона говорит, естественно, о его сути: о разграничении полномочий между федеральным Центром и регионами. А что, без этого разграничения нельзя было осуществить реформу бюджетных отношений?
— Реформа — это попытка перетрясти функции между названными уровнями, чтобы осуществить идею распределения средств по возможности чисто. Представьте себе, если у нас начальное и среднее образование становится функцией местной, то мы должны все школы передать на муниципальный уровень, в том числе и экспериментальные школы, которые были созданы при Академии образования и отдельных вузах. Конечно, сама по себе такая чистая схема привлекательна, но возможно ли организовать ее с такой степенью стерильности? Очень маловероятно.
— Кстати, еще вопрос о федеральных льготниках. Правительство обещало транспортникам компенсировать их проезд из бюджета. Называлась сумма до 5 миллиардов рублей. Не мало ли этого?
— Если обеспечить приобретение проездных документов для проезда на внутригородском транспорте по стоимости минимальной компенсации, то это потребует в целом по стране порядка 60 миллиардов рублей. Мы подсчитали, что по одному только Санкт-Петербургу реальная сумма по оплате проездных для федеральных льготников составляет порядка 2,5 миллиарда рублей.
— А как обстоят дела с предоставлением социального пакета? Необходимая инфраструктура — сеть аптек, санаториев — уже создана?
— Социальный пакет изобрели, чтобы забрать у людей половину компенсации и вернуть обратно в систему медицинского и социального страхования. При этом приводится, в частности, довод, что путевки вам не предоставлялись — теперь будут! Раньше льготник получал бесплатных лекарств на 45 рублей, теперь будет на 350 рублей! Но вот еще и другая арифметика: в стране 12—13 миллионов льготников, а путевок — всего 1 миллион, то есть теоретически можно получить ее один раз в двенадцать лет. А что касается бесплатных лекарств, то предлагаемый механизм обеспечения лекарствами мне кажется весьма коррупционным.
— На чем основано такое предположение?
— Все деньги — а это 50 миллиардов рублей — предлагается сконцентрировать на федеральном уровне, в Фонде обязательного медицинского страхования. Он никогда раньше такими объемами не управлял, не привык к таким огромным суммам. Эти средства ФОМС по каким-то нормативам будет давать уполномоченным страховым компаниям, а те должны оплачивать лекарства, приобретенные тоже в уполномоченных для того аптеках по определенному перечню и только по цене, которая будет фиксированной. Сделать пустое множество в этой цепочке очень легко, она просто порождает путь к злоупотреблениям. Вы приходите в аптеку, там этого лекарства нет, а есть его аналог, или лекарство стоит на несколько рублей дороже «списочного». Это уже основание, чтобы не оплатить.
А деньги, которые выделялись на это, можно где-то покрутить. Далее: схема с уполномоченными аптеками приведет к централизованным закупкам лекарств теми или иными фармацевтическими фирмами. К слову сказать, список включает до 1800 наименований лекарств, одного только валидола 10 видов. А рынок лекарств у нас и так чрезвычайно монополизирован, следствие этого — большие накрутки, то есть большая разница между стоимостью лекарств у производителя и конечного потребителя. А вмешательство в размере 50 миллиардов через страховые компании может полностью дезорганизовать эту сферу. Последствия этого, я думаю, мы будем разбирать вместе со Счетной палатой и прокуратурой еще очень долго.
— Но ведь можно предположить, что правительство рассчитывало на что-то положительное, затевая такую реформу?
— Безусловно, было намерение сэкономить денежные средства, расходуемые на социальные выплаты. Может быть, кто-то и предполагал, что возникнут какие-то народные волнения, но их, возможно, рассчитывали погасить подачками. Но, я думаю, правительство не ожидало волнений такого размаха, ведь провал, скажем, пенсионной реформы люди проглотили. Но он неочевиден, и отголоски еще аукнутся в ближайшем будущем, а может, и даже через десятилетия. А вот отмену льгот почувствовали сразу. Правительство же при этом не достигло ни одной цели. Была, скажем, цель сократить расходы консолидированного бюджета на социальные выплаты, в итоге будут вынуждены увеличить в два-три раза. Хорошо ли, что повысили денежные доходы отдельным категориям граждан через компенсацию? С одной стороны, любые дополнительные деньги — хорошо. С другой, выдавать деньги, не связанные ни с работой, ни с какой-то формулой расчета пенсии, — худшая из форм повышения доходов. Так что по всем позициям — абсолютный провал. Но правительство этого не признает, говорит, что концепция хорошая, но регионы не исполняют закон.
— А регионы вообще заинтересованы в исполнении этого закона?
— Новый федеральный закон их ни к чему не обязывает. Субъект Федерации вправе вообще не принимать никаких мер социальной поддержки — ни для ветеранов труда, ни для тружеников тыла, ни для детей-сирот, ни для врачей или учителей, для них в федеральном законодательстве льготы вырезаны, и дальше они определяются законом субъекта РФ. Все, что сделает регион для своих льготников, — это его добрая воля. Он может отменить все льготы и по ЖКХ.
— Прошел месяц жизни страны в условиях действия нового закона, вошедшего в жизнь под названием «о монетизации льгот». Он вскрыл очень многие недостатки этого закона. Что нас ждет впереди и — вечный вопрос — что делать?
— Главное, что минувший месяц дал реальную возможность правительству оценить прорехи в подготовке и осуществлении реформы, начать работу над ошибками. Следует предвидеть и понять, что весной может также вспыхнуть недовольство тех, кто не сможет воспользоваться льготами при поездке на дачные участки, к середине года — по приобретению лекарств, а к началу следующего года будет ясно отставание по индексации, «убивающее» сделанные ранее надбавки и компенсации. А главный урок, думаю, в следующем: нельзя забывать о людях тем, кому по должности это положено.
БеседовалаНадежда ГРИНЕВА
«Трибуна»
НОМЕР ОТ: 02 ФЕВРАЛЯ, 2005 ГОДА
***