Alcoa пришла в Самару с заказами от Boeing
Вчера в Самаре прошла пресс-конференция американской компании Alcoa, которая объявила о завершении сделки по покупке ОАО «Самарский металлургический завод» (СМЗ) и ОАО «Белокалитвенское металлургическое производственное объединение» (БКМПО) у АО «Русский алюминий». Сумма сделки составила $257 млн. Новые собственники уже заявили об отставке директора СМЗ Адольфа Зальцмана, который был назначен «Русалом». Вероятно, уже весной начнется работа по созданию в Самаре технического центра по изучению алюминия. Кроме того, в текущем году в Самаре откроется основное представительство Alcoa в России.
Фото: АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕНКО
Менеджеры Alcoa Фил Коллинс
(слева) и Рик Белда заявили,
что намерены управлять российскими
активами компании из Самары
_______________________________________________
Ъ Alcoa — лидер мировой алюминиевой индустрии, ведущий производитель глинозема, первичного алюминия и полуфабрикатов. Компания выпускает продукцию для аэрокосмической индустрии, автомобильной промышленности, упаковочной индустрии, строительства, коммерческого транспорта, всего около 3,4 млн тонн металла в год.
_________________________________________________________________
Помимо продукции из алюминия компания выпускает фольгу и пластиковую упаковку под брендом Reynolds Wrap, колесные диски под брендом Alcoa, бытовые упаковочные материалы под брендом Baco. Кроме этого, Alcoa производит виниловые отделочные материалы, крепежные системы, литье высокой точности и системы электропитания для легковых машин и грузовиков. В компании работают 120 тысяч сотрудников в 43 странах.
Весной прошлого года АО «Русский алюминий» (контролируется компанией «Базэл», которая принадлежит Олегу Дерипаске), заключило с Alcoa Worldwide соглашение по продаже двух прокатных заводов по производству алюминия — ОАО «Самарский металлургический завод» (СМЗ) и ОАО «Белокалитвенское металлургическое производственное объединение» (БКМПО). Производственная мощность СМЗ – 450 тыс. т, БКМПО – 120 тыс. т алюминиевого проката в год.
Для завершения этой сделки стороны должны были получить одобрение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), поскольку предприятия занимают около 60% российского рынка алюминиевого проката. Однако выдача разрешения, которое планировалось получить летом прошлого года, задержалось до декабря. Дело в том, что летом прошла реорганизация ФАС (которая прежде называлась Министерством по антимонопольной политике — „Ъ“), а после этого агентство изучало документы, представленные Alcoa.
В итоге только в последних числах декабря антимонопольное ведомство разрешило американской компании приобретать заводы.
Вчера в Самаре прошла пресс-конференция менеджмента Alcoа, которую провел исполнительный вице-президент Alcoa-Европа Рик Белда.
Как сообщил вчера господин Белда, 31 января компании завершили покупку СМЗ и БКМПО. Сумма сделки составила $257 млн. Alcoa приобрела у «Русала» созданное под эту сделку ЗАО «Прайм-Алюм» и торговый дом «Русский алюминиевый прокат», а «Русал» перевел на баланс «Прайм-Алюма» принадлежащие ему 99,2% акций СМЗ и 81% бумаг БКМПО.
При этом российская сторона выставила определенные условия, которые были приняты Alcoa. Дело в том, что оба завода выполняют федеральный оборонный госзаказ по поставкам деталей для производства военных самолетов (его объемы не раскрываются — „Ъ“). И по условиям ФАС, в том случае, если правительство США наложит запрет на производство продукции СМЗ и БКМПО и ее продажу (в том числе и в России), то это обстоятельство не будет признано форс-мажорным и не освободит Alcoa от ответственности по поставкам в рамках российских стратегических авиационных программ. Кроме того, Alcoa подписала соглашение с ФГУП «Оборонпромкомплекс» (госагентом по закупкам комплектующих для военных нужд – „Ъ“), и если американская компания откажется от своих обязательств, то она должна будет выплатить полную восстановительную стоимость СМЗ и БКМПО правительству РФ.
Вчера на пресс-конференции также присутствовал руководитель российского подразделения Alcoa Филлип Коллинс, который рассказал о перспективах развития заводов. Как пояснили новые собственники, в ближайшее время компания не будет производить значительные кадровые перестановки, а «присмотрится и оценит работу предприятий». Стоит отметить, что Alcoa в действительности оставила практически весь менеджмент предприятия. Уже известно, что СМЗ покинет только директор Адольф Зальцман и несколько инженеров (все эти люди из команды «Русала» — „Ъ“).
Господин Коллинс вчера заявил, что компания в 2005 году намерена инвестировать в российские предприятия более $80 млн. «Мы намерены работать на внутренний российский рынок, а излишки продукции отправлять на экспорт», — отметил господин Коллинс. «Кроме того, в текущем году компании Boeing и Airbus разместят заказы на Самарском металлургическом заводе», — добавил Фил Коллинс.
Стоит отметить, что весной этого года американская компания начнет переговоры с Самарским государственным техническим университетом, совместно со специалистами которого в Самаре будет открыт технический центр по изучению алюминия. Alcoa намерена перевести в Самару основной российский офис (московское представительство останется центром продаж – „Ъ“). Не исключено, что самарское представительство Alcoa возглавит нынешний руководитель российского подразделения компании Филлип Коллинс.
ЕЛЕНА НАУМОВА
__________________________________________________________________
* * *
Сергей Кириенко обсудил подробности с Alcoa
В минувший понедельник полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко встретился с руководством Alcoa-Европа. Стороны обсудили возможное сотрудничество американской компании с авиационными заводами Поволжья. В частности, в ходе встречи обсуждалась необходимость кооперации авиазаводов, расположенных на территории ПФО, с ОАО «Белокалитвенское металлургическое производственное объединение». Сергей Кириенко выразил мнение, что приход в регион американской алюминиевой корпорации значительно повысит инвестиционную привлекательность Приволжского федерального округа.
«Коммерсантъ» в Самаре»
№17 от 02.02.2005, СР
***