Белоусова и Протопопов: "Судейство ломает фигуристов"
Итоги чемпионата Европы по фигурному катанию, который завершился в воскресенье в Турине, специально для «Yтра» прокомментировали двукратные олимпийские чемпионы, легендарные фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов.
Олег Протопопов: Минуло уже более 50 лет с тех пор, как мы с Людмилой взялись за руки и начали выступать в соревнованиях по парному катанию. А 40 лет тому назад мы стали первыми советскими олимпийскими чемпионами, и лишь только после этого, по иронии судьбы, стали первыми советскими чемпионами Европы и чемпионами мира – в 1965 году. За полвека сменилось много поколений фигуристов, но интерес к дуэли между Западом и Востоком в борьбе за мировую корону в фигурном катании не угас. Можно даже сказать, что он разгорается с еще большей силой в преддверие Олимпийских игр 2006 года, которые пройдут на том же самом льду в Турине, где только что завершился чемпионат Европы.
Людмила Белоусова: Нельзя не отметить, что отстаивать чемпионские позиции становится труднее с каждым соревнованием. Соперники не дремлют. Это видно по общему уровню их физической тренированности и технической оснащенности программ. Прыгать и вращаться, поднимать и подбрасывать умеют все. А вот что касается музыкальности, артистизма, профессиональной исполнительской культуры, красоты движений – здесь нет равных русским фигуристам.
О.П.: Эра побед еще советских фигуристов на международной арене началась с парного катания. Первопроходцами были Нина и Станислав Жук, чьи серебряные награды на трех чемпионатах Европы были поистине золотыми для нашей страны. А в Турине в честь великолепных пар Тотьмянина – Маринин, Обертас – Славнов и Петрова – Тихонов торжественно звучал гимн России. В былые времена принято было говорить «советский пьедестал». Но вот Советского Союза больше нет, а пьедестал – теперь уже российский – все-таки остался. Останется ли он российским на чемпионате мира в Москве и Олимпиаде в Турине – вот в чем вопрос.
Л.Б.: Новые судейские правила, принятые Международным союзом конькобежцев (ISU), и искусственная интенсификация спортивных программ привела к значительному увеличению психологических и физических перегрузок спортсменов. Отсюда и болезни, и травмы, и неожиданные срывы в выступления ведущих спортсменов. Вспомнить хотя бы о недавней ужасной травме Татьяны Тотьмяниной, после которой иные, менее мужественные спортсмены могли бы и завершить выступления. В Турине, к счастью, обошлось без подобных «приключений», но, например, в выступлениях одиночников – и у мужчин, и у женщин – проблемы были особенно заметны. Так, Евгению Плющенко, королю ледового танца, пришлось снова догонять своего оппонента, чемпиона Европы-2004 француза Бриана Жубера после досадной ошибки в короткой программе. А Ирине Слуцкой, победившей на этапах Гран-При всех заокеанских соперниц, в Турине просто чудом удалось избежать поражения благодаря тому, что прошлая чемпионка Европы Юлия Себастьян из Венгрии не сумела принять от Иры щедрый подарок, который та могла сделать ей своим далеко не лучшим выступлением в короткой программе. А ведь Себастьян, оказавшаяся в итоге на четвертом месте, не пропускала весь сезон из-за болезни, как Слуцкая в прошлом году.
О.П.: Вполне возможно, что настают времена, когда чемпионы будут меняться значительно чаще, чем прежде, и не потому, что они будут терять свое мастерство. Все будет зависеть от того, кто быстрее «сломается». А этому, вероятно, и призвана служить новая судейская система. Ее главная цель – желание чиновников ISU чаще освежать ряды фигуристов-чемпионов. Цель – восстановить престиж фигурного катания, пошатнувшийся после грандиозного скандала на Олимпиаде в Солт-Лейк Сити. Там, напомню, впервые в истории золотые медали чемпионов были поделены между российской и канадской парами не судейским решением, а волей руководства ISU, хотя пары Бережная – Сихарулидзе и Сейл – Пелетье вовсе не выглядели близнецами, у которых судьи не смогли найти разницы в мастерстве. Но, как показывает практика, основной состав участников международных соревнований значительно постарел. Подавляющее большинство фигуристов сейчас – в возрасте от 20 до 30 лет, особенно в парном катании, где физические перегрузки чрезвычайно велики, а освоение высот мастерства занимает десятки лет. Странно, но безошибочный прокат короткой или произвольной программы стал своеобразным мировым рекордом, чуть ли не самым грандиозным событием в жизни фигуристов, после чего, выжатые как лимон, они навсегда покидают этот удивительный спорт. Так что не будем умиляться блеску медалей – не слишком ли велика теперь их цена?
Л.Б.: ISU активно ведет свое выступление и на другом, казалось бы, наиболее благополучном фронте фигурного катания. Танцы на льду – передовая линия развития артистизма и хореографии в нашем виде спорта. И ведущими мастерами здесь являются русские тренеры и фигуристы. Как это ни странно, ISU делает все, чтобы ограничить творческую свободу, свободу выбора наилучшего выразительного материала, навязывая пресловутые обязательные элементы, без которых вы – никто! Специалисты ISU желают получить расписанную до мелочей художественную картину танца. Считается, скажем, что нарисовать ухо стоит 2 балла, нос – 3, рот – 5, глаза – 15 баллов, а в целом художественная ценность картины будет представлять 25 баллов. В результате все танцевальные пары, как сговорившись, рисуют на льду одни и те же рты, носы, уши и глаза. А судьи определяют, кто это сделал лучше…
О.П.: Новым чемпионам Европы Татьяне Навке и Роману Костомарову, избравшим «Тоску» Пуччини драматургической темой своего танца, на наш взгляд, в большей степени пришлось демонстрировать предписанные элементы и так называемые «туизлы» по 4 (и не меньше!) поворота на левой и правой ноге, нежели полностью отдаться глубокой драме человеческой жизни, выраженной в художественно нестандартных хореографических формах. Эти формы видятся каждому настоящему художнику – а они художники! – по-своему, а вовсе не так, как видят чиновники ISU из своих кабинетов. Глава ISU Оттавио Чинкванта был конькобежцем в шорт-треке, где, как известно, надо быстро бегать – но только по кругу, и только в одну сторону. Вот уж поистине, «мой час настал, и вот я умираю!..» Конечно, фигурное катание не умрет. Но мы будем еще не один раз свидетелями того, как фигуристы бьются, как рыбы об лед, а национальные федерации вместе с ISU собирают свои комиссионные с призовых денег спортсменов. Наверное, фигуристам всего мира давно пора подумать о самостоятельности своего вида спорта. Ведь свобода творчества творит чудеса.
Л.Б.: Выражаем признательность Олимпийскому комитету и Федерации фигурного катания России за любезное приглашение нас на чемпионат мира в Москве в качестве гостей. Обязательно приедем – ведь приглашение шло ровно 25 лет! Меду прочим, самый первый чемпионат мира по фигурному катанию прошел в нашем родном Санкт-Петербурге 109 назад. Желаем успехов всем российским фигуристам!
*