Наступает февраль – любимый месяц всех, кто делает мультфильмы в России. Ибо в феврале отечественные аниматоры подводят итоги года. В Суздале через 10 дней начнет работу 10-й Открытый Российский фестиваль анимационного кино.

Не хочется делать какие-либо прогнозы, но выявить возможных фаворитов не так уж сложно. Будучи в составе селекционной комиссии фестиваля, я отсмотрел практически все конкурсные фильмы и получил представление об общем уровне продукции, произведенной нашими аниматорами за год. Признаюсь, что на этот раз я собираюсь в Суздаль в хорошем настроении.

Всего в Оргкомитет поступило 120 заявок. В конкурс мы отобрали 44 фильма. Учитывая, что это действительно фильмы, а не видеоклипы и рекламные ролики, такая цифра для Суздальского фестиваля – рекорд. Ранее мы с трудом наскребали 80-100 работ, большую часть которых составляла именно прикладная анимация. И не было необходимости ни в какой селекции, фестиваль представлял всю продукцию за год. Жюри ворчало, что приходится смотреть много откровенного барахла, но отрасль бедствовала, режиссеры простаивали, поэтому фестивальная публика стремилась увидеть все: за одних порадоваться, в адрес других – позлословить.

Теперь финансирование анимации увеличилось, и все кино в 4 фестивальных дня не умещается. А в этом году в программу еще нужно было как-то «впихнуть» два полнометражных фильма. Такое у нас тоже впервые!

Итак, о кино.

Два гиганта – «Алеша Попович и Тугарин Змей» и новый «Щелкунчик» – уже известны не только профессионалам, но и зрителям. Первый принес своим создателям, питерской студии «Мельница», приличные сборы. Второй скорее разочаровал, нежели обрадовал, но на днях отхватил «Золотого Орла». Оба фильма вряд ли получат призы в Суздале, ибо к подобным проектам у больших мастеров, заседающих обычно в жюри, отношение не то чтобы предвзятое, но довольно придирчивое. По мнению мэтров, полнометражное коммерческое кино редко когда становится событием, особенно у нас, где пока еще работают по американским шаблонам. Фавориты фестивалей – фильмы авторские. И все же, появление «Алеши Поповича» и «Щелкунчика» – настоящее событие в становлении российского кино. И очень хороший знак.

Еще одна «цеховая» радость: участие в конкурсе сразу двух больших проектов. Об одном из них много говорилось в прессе. Это сборник «Гора самоцветов» по сказкам народов России, который запустила в начале прошлого года студия Александра Татарского «Пилот». Готовы первые одиннадцать фильмов, впереди – еще сорок три. Уникальность проекта в том, что работают над ним режиссеры со всей страны и даже из-за рубежа. Снимают в самых разных технологиях. Первыми к финишу пришли сам Татарский в паре с Валентином Телегиным («Толкование сновидений»), Михаил Алдашин («Про Ивана-дурака»), Константин Бронзит («Кот и лиса»), Андрей Кузнецов («Как обманули Змея»), Наталья Березовая («Про барана и козла»), Елена Чернова («Умная дочка») и др. Фильмы насколько разные, настолько талантливые. Думаю, что большинство призов достанется именно им. Руководитель проекта Александр Татарский не раз говорил, что основная «творческая задача проекта – сделать много хороших фильмов», и, похоже, пока он с ней справляется. Кстати, затрону еще одну свою любимую тему – участие в анимации актеров. В «Горе самоцветов» звучат замечательные голоса: Алексея Баталова, Александра Ленькова, Виктора Сухорукова, Сергея Гармаша, Льва Дурова, Александра Филиппенко, Юлии Рутберг, Валерия Чигляева, а также любимого режиссера и педагога многих молодых аниматоров – Эдуарда Назарова.

Второй проект, работу над которым уже третий год ведет студия «Анимос», называется «Русские классики – детям». Здесь новинками могут похвастаться Наталья Орлова («Каштанка» Чехова), Мария Муат («Про мышонка» Маршака), Галина Беда («Новогоднее приключение двух братьев» Шварца). Первый фильм – классическая рисованная анимация, два других – куклы. Режиссеры бережно перенесли на экран авторское слово, это кино вполне можно было бы рекомендовать для школ – как наглядное пособие. Именно поэтому, боюсь, жюри обойдет вниманием эти экранизации.

Но «Анимос» открыл новую звездочку в анимации – Юлю Аронову. Свой первый фильм «Эскимо» она сняла у себя дома, собрав собственными руками мультстанок. Дебют понравился и взрослым коллегам, и строгим критикам. Пока его обсуждали, Юлю взяла под свое крыло художественный руководитель «Анимоса» Наталья Орлова, и за несколько месяцев девушка закончила новый фильм «Жук, корабль, абрикос». Это несколько странное кино, фильм-настроение, фильм-размышление, фильм-воспоминание без какого-либо сюжета и диалогов. Но именно такое кино очень любят на фестивалях. А в Суздаль поедут сразу два фильма Юли Ароновой. Один из них явно будет награжден. А может, и сразу два.

Среди других звезд Суздаля-2005: Иван Максимов с маленьким шедевром «Потоп», Сергей Серегин с лирической сказкой «Ключи от времени», Алексей Туркус со школьным комиксом «Буревестник». Тоже – явные претенденты на призы.

Кроме конкурсной программы будет представлено 14 фильмов в информационном показе. И, как всегда, отдельно будут соревноваться анимационные рекламные ролики, клипы и сериалы.

Сегодня не только все производящие студии России считают обязательным для себя представить в Суздаль свои новейшие работы, но и студии из Белоруссии и Украины, поэтому фестиваль и называется Открытым. Гостями и участниками юбилейного форума станут более трехсот представителей России, Армении, Беларуси, Латвии, Литвы, Украины, Голландии, Франции, Японии. В честь юбилея пройдет праздничный хит-парад фильмов-победителей за все 10 лет. А судить новое кино будет международное жюри, в его составе – специалисты с мировым именем: художник Нина Виноградова (Россия), киновед Армен Медведев (Россия), режиссер Розе Стиебра (Латвия), режиссер Евгений Сивоконь (Украина), режиссер, президент национальной группы АСИФА Михаил Тумеля (Беларусь)

Еще одно «кстати» – о президентах. Аниматоров едва ли не впервые почтил своим вниманием глава государства Владимир Путин. Он направил юбилейное приветствие. Пустячок, а приятно. Несколько лет назад президент вдруг проявил интерес к детскому кино и мультипликации в частности и спросил у министра культуры Швыдкого: «Как складывается финансирование этой отрасли?». Министр не услышал. Тогда президент поинтересовался еще раз. И деньги появились. Так что 44 фильма в конкурс не с неба упали…

И последнее. В рамках фестиваля будут подведены итоги Открытого Всероссийского конкурса на лучшую сценарную заявку полнометражного анимационного фильма и/или анимационного сериала, о котором было заявлено осенью на страницах «Yтра». Жюри конкурса уже определило пятерку финалистов, которые приглашены на фестиваль и будут награждены на церемонии закрытия 13 февраля. Вы тоже узнаете их имена.

www.utro.ru

*