Повышение качества фильмов и расширение рынка сбыта позитивно отразится на доходах мировой киноиндустрии. По оценкам независимых аналитиков, рост доходов должен составить более 40% — около108 млрд долл. Согласно анализу рынка, проведенному компанией PricewaterHouse Coopers, самыми быстрорастущими регионами являются Европа, Средний Восток и Африка, которые уже к 2008 году могут нарушить гегемонию США в мировом кино.

Бесспорно, американские фильмы в большинстве регионов за пределами США достаточно популярны, спрос на них есть всегда. Вместе с тем фильмы местного производства являются основными стимуляторами роста доходов от кассовых сборов. От успешности фильмов местного производства будет во многом зависеть расширение мирового рынка киноиндустрии.

Помимо технологической модернизации старых кинотеатров, выгодным бизнесом стало строительство многозальных кинотеатров – мультиплексов. По словам креативного директора компании «Кино без границ» Антона Мазурова, России еще далеко до уровня американских многозальников. «В Европе и Америке кинотеатр 8-25 залов показывает весь спектр кинематографа. Придя в кино всей семьей, можно найти продукт на любой вкус. В кинотеатре во всех залах одновременно идут мультфильмы, комедии, триллеры». Однако и в России строительство мультиплексов стало выгодным бизнесом. Более рентабельные «многозальники» постепенно вытесняют однозальные кинотеатры,. Доходность коммерческих кинотеатров в Москве сегодня оценивается в 25% годовых. Окупаемость составляет 3-4 года, при средней загрузки зала от 30%. В лучших московских кинотеатрах заполняемость достигает 70-80%.

В России по-прежнему основную кассу приносят фильмы иностранного производства. Доля отечественных фильмов по-прежнему составляет около 15%, не смотря на существующую тенденцию роста. В прошедшем году многие отечественные фильмы составили серьезную конкуренцию иностранному кино, так как отечественные картины наконец-то получили и вполне приличные бюджеты (хотя, по сравнению с голливудскими блокбастерами они могут показаться мизерными) и достойную рекламную поддержку. Среди них можно выделить «Ночной дозор» собравший в кинотеатрах более 15 млн долл. Кроме того, заветную отметку в 1 млн долл., перешагнули такие фильмы как «72 метра» (2,6 млн), «Водитель для Веры» (2,3 млн), «Даже не думай-2» (2,1 млн) и «Всадник по имени Смерть» (1,3 млн). Тем не менее высокие по российским меркам доходы отечественных фильмов, еще пока далеки от доходов зарубежных картин, таких как «Шрек 2» или «Гарри Поттер и узник Азкабана», мировые сборы которых составили 907 млн долл. и 789.5 млн долл. соответственно.

Одной из самых актуальных проблем в мировой киноиндустрии является широкое распространение «пиратской» продукции. Среди стран с быстрорастущим рынком контрафактной продукции можно выделить Россию и Китай, которые являются лидерами в обозначенной области. По некоторым данным американские кинокомпании из-за деятельности «пиратов» теряют более 3 млдр долл. в год и в обозримом будущем эти показатели будут только увеличиваться. Видеокомпрессия, всевозможные программы для тиражирования, в том числе и защищённых от копирования DVD, развивающиеся ускоренными темпами интернет-технологии могут в обозримом будущем существенно сократить доход Голливуда, по оценкам некоторых экспертов, на треть. На борьбу с пиратской продукцией брошены огромные силы, а вместе с тем и большие деньги. Некоторые кинотеатры оборудуются специальными видеокамерами для выявления людей снимающих фильм прямо с экрана. Для защиты DVD дисков нанимаются криптографы, но развитие цифровых технологий делает эту работу бесполезной.

РБК

*