(«Ведомости»). Мировая литературная классика чудом избежала катастрофы. Как раз с сегодняшнего дня, с 1 февраля, подключенная к Интернету часть человечества могла бы лишиться, например, многих стихотворений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова или Н. А. Некрасова. Лишиться на том основании, что А. С. Пушкин неуважительно, а местами даже нецензурно писал о российских чиновниках высшей категории, например про главу военного департамента Госсовета А. А. Аракчеева: «Всей России притеснитель, губернаторов мучитель… Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести…»

А М. Ю. Лермонтов позволял себе в стихотворной форме довольно негативно описывать некоторые моменты кавказских войн: «По камням струится Терек, плещет мутный вал; злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал…»

С 1 февраля на популярном российском сайте «Стихи.Ру» должна была вступить в силу «Директива об ограничении тематики литературных произведений, публикуемых на интернет-ресурсах Российской национальной литературной сети». Произведения, не отвечающие цензурным требованиям, должны быть удалены. Директива длинная, на две страницы мелким шрифтом, поэтому привожу краткие тезисы. Не допускается публикация в форуме литературных произведений и сообщений, посвященных темам: спецоперации российских войск в Чеченской Республике, «противодействие отдельных групп граждан вводу в действие законов РФ и указов президента РФ (в частности, «Закона о монетизации льгот»)»; персональное упоминание лиц, входящих в категорию общественных деятелей класса А и класса В, — это должностные лица практически всех органов власти и силовых структур, а также деятели партии «Единая Россия» и движения «Идущие вместе».

Директива подписана оргкомитетом Национальной российской литературной сети, куда входят сайты “Стихи.Ру”, “Проза.Ру” и “Классика.Ру”. Координатор этой самой литературной сети Дмитрий Кравчук сообщил в интервью Ren TV: “В связи с тем, что темы достаточно скользкие, проще ограничить публикацию этих произведений вообще, чем каким-то образом пытаться решить, что понравится нашему президенту, а что нет… Мы хотим принять некие упреждающие действия перед тем, как вопрос государственного и правового урегулирования будет поставлен и будут приниматься некие оргвыводы”.

Незадолго до роковой даты вступления в силу директивы с сайта она исчезла. Вовсе не потому, что признана совсем негодной. Интернет-изданию “Вебпланета.Ру” Дмитрий Кравчук сообщил, что директива дорабатывается и “проекты последующих редакций директивы могут быть приняты только после всестороннего обсуждения с участием всех заинтересованных лиц”. С Пушкиным консультироваться все же довольно затруднительно, во всяком случае атеистам, что, впрочем, сейчас тоже не приветствуется.

Кстати, первоначальный вариант директивы был размещен в Интернете как раз в тот момент, когда замглавы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям публично заявил, что “государственная политика в вопросе контентной фильтрации Интернета заключается в том, чтобы предоставить обществу и личности услугу по защите от вредного и незаконного контента”. Незаконного — понятно, все двумя руками “за”. Но что означает “вредного”? В конце концов, и в произведении про питерского Чижика-Пыжика, пьющего водку не где-нибудь, а конкретно на Фонтанке, можно углядеть вредный политический подтекст.

01.02.2005, №16 (1298)

Ольга Романова

«Ведомости»

Автор — обозреватель телеканала Ren TV

"Ведомости"

*