Российские чиновники полны решимости заставить банкиров говорить правду о цене потребительских кредитов. Антимонопольная служба всерьез занялась распространенной практикой «скрытого» начисления процентов по потребительским кредитам в ноябре 2004 года. Оказалось, что дело против банка «Русский стандарт» — лидера на рынке потребительского кредитования — только начало. По данным ГАЗЕТЫ GZT.ru, в Минфине уже подготовлен первый вариант проекта закона о потребительском кредитовании.

Руководитель департамента финансовой политики министерства Владимир Луков сообщил газете: «В законопроекте содержатся пункты, защищающие как права заемщиков, так и права кредиторов. Законопроект, в частности, предусматривает установление права потребителя на получение достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита, прежде всего о размере процентов, порядке их исчисления и изменения. Проектом предусматривается обязанность кредитора предоставлять указанную информацию потребителю, определяется его ответственность за предоставление недостоверной или неполной информации. Кроме того, проектом закона предусмотрены меры по снижению рисков невозврата потребительских кредитов в результате недобросовестных действий со стороны потребителя. Устанавливается ответственность потребителя за нарушение условий договора займа (кредита), которое повлечет дополнительные риски для кредитора. Мы надеемся, что в этом году этот законопроект будет внесен в правительство».

В Госдуме возможность принятия отдельного законодательства в области потребительского кредитования пока не обсуждалась. Зампред комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев отмечает: «Я пока не очень представляю, в чем, собственно, должен состоять закон потребительском кредитовании. Какие-то выводы о его необходимости можно будет сделать, когда он поступит в Госдуму, и я его прочту. Пока я считаю, что если банки обманывают своих клиентов, то этот вопрос можно решить в рамках действующего законодательства (гражданского, а может быть, и уголовного права)».

В настоящее время консультанты банка в подавляющем большинстве случаев не информируют потребителей о наличии дополнительных платежей, ссылаясь на «нелюбопытство» самих заемщиков. Но даже если потенциальный клиент задаст неудобный вопрос, у банковских специалистов есть возможность ответить на него так, чтобы не раскрыть всех расходов, которые в итоге понесет клиент.

В настоящее время самой критичной для потребителя является ежемесячная комиссия, которая может составлять от 0,8 до 2% от первоначальной суммы кредита. Величина уплачиваемых процентов по кредиту по мере погашения долга уменьшается, а комиссия берется с первоначальной, то есть с большей, суммы.

NEWSru.com

*