Первые люди, оказавшиеся на Марсе, вполне возможно, будут разговаривать по-русски, а не по-английски.

Роберт Циммерман (Robert Zimmerman), 28 января 2005

Если судить о перспективах на будущее по недавним событиям, можно было бы предположить, что к 2010 году американские туристы будут летать на американские орбитальные гостиничные комплексы на борту американских же космических кораблей. Однако решение администрации Буша по поводу возобновления программы пилотируемых полетов на Луну отдаляет эту перспективу как минимум до 2015 года.

Тут есть над чем призадуматься. Вполне возможно, что освоение космоса в течение предстоящего десятилетия может пройти под знаком доминирующей роли передовой и эффективно работающей российской космической промышленности, способной обеспечить качественные услуги своим заказчикам, причем по низкой цене.

После распада Советского Союза в 1991 г. российская космическая программа первой столкнулась с суровыми реалиями новой жизни и стала активно перестраиваться, достаточно оперативно переключившись в условиях рынка на капиталистические методы планирования, нацеленные на получение прибыли.

Буквально сразу же на стенах подмосковного ЦУПа и на бортах российских ракет появились рекламные объявления. Российские космонавты стали активно участвовать в передаче с орбиты рекламных роликов, а руководство российской программы освоения космического пространства подключилось к реализации свободных мест на орбитальной станции «Мир» телеканалам, фирмам, работающим в сфере индустрии развлечений, а также иностранным государствам. В результате всей этой деятельности удалось заполучить обеспеченных клиентов, желающих участвовать в платных полетах на МКС, как, например, американец Деннис Тито (Dennis Tito).

Благодаря доставшимся ей в наследство от социалистической экономики значительно более низкими по сравнению со странами Запада затратами на рабочую силу, Россия смогла предлагать свои услуги на рынке доставки грузов на орбиту на значительно более выгодных, чем у кого-либо, условиях. К тому же производство ракетной техники было одной из немногих отраслей российской промышленности, хорошо себя зарекомендовавших как отвечающие высоким международным стандартам надежности и качества.

Российская космическая программа вскоре превратилась в наиболее успешный продукт национального экспорта. К 2000 г. благодаря использованию ракет-носителей типа «Протон», «Днепр», «Зенит» и «Союз» в рамках этой программы России удалось захватить существенный сегмент рынка частных коммерческих пусков. Уже к началу прошлого года успех был столь значительным, что доля РФ в общемировом показателе коммерческих пусков составила 45%, что больше, чем у какой-либо другой страны мира, и на 50% больше, чем принадлежащая США доля на этом рынке услуг.

Будущее выглядит в еще более радужных цветах. На прошлой неделе Российское авиационно-космическое агентство «Роскосмос» и Европейское космическое агентство (ЕКА) подписали долгосрочный договор, в рамках которого РФ сможет установить оборудования для запуска своего ракетоносителя «Союз» на космодроме ЕКА в Куру, расположенном во Французской Гвиане. Поскольку космодром Куру расположен ближе к экватору, чем Байконур и Плесецк — две главные стартовые площадки, с которых в настоящее время осуществляются пуски ракетоносителей «Союз» различных модификаций — это позволит практически удвоить массу выводимой на геостационарную орбиту полезной нагрузки: с нынешних 1,7 до 3 тонн.

Русские по-прежнему задают тон в переговорах с НАСА по составу и доставке экипажей на МКС. В рамках нового договора, который будет заключен между двумя странами, российской стороне, вероятнее всего, будет предоставлено еще больше возможностей по продаже мест в «Союзах» космическим туристам при каждом их полете к МКС. Возможность столь гибкого подхода к вопросу о комплектовании экипажей МКС обеспечит «увеличение числа заявок на пуски для нашей авиакосмической промышленности», отметил на пресс-конференции глава Федерального космического агентства (ФКА) Анатолий Перминов.

Поэтому, учитывая столь обнадеживающие перспективы развития бизнеса, неудивительно, что предприятие, выпускающее ракетоносители «Союз», на 50% перекроет показатели планового задания на 2005 г. На предприятии в этом году вместо запланированных 10 ракет будет построено 15 штук. Более того, Роскосмос уже объявил о том, что только за первые три месяца 2005 г. в результате пуска семи российских ракетоносителей на орбиту будет выведено восемь спутников. По этому показателю Россия намного опережает все другие страны.

Параллельно с укреплением своих лидирующих позиций в области запусков ракет-носителей для вывода на орбиту пилотируемых и автоматических космических объектов Россия, похоже, имеет самые серьезные планы на достройку к 2011 г. российского сегмента МКС. В него войдут: новый лабораторного модуль, который должен быть построен к 2007 г., научно-энергетическая платформа, ввод в строй которой запланирован на 2009 г., а также второй лабораторный модуль, пристыковка которого намечена на 2011 г.

По имеющимся данным в РФ также очень активно ведутся работы по созданию пилотируемого космического корабля следующего поколения.

Впервые в Роскосмосе объявили о том, что начаты работы по созданию нового пилотируемого корабля многоразового использования, который окрестили «Клиппер», вскоре после того, как Дж. Буш 14 января 2004 г. выступил в НАСА c программной речью по освоению космоса. В течение всего последующего года — в то время как НАСА едва смогло подготовить для контакторов лишь первый проект документа, озаглавленного «Запрос на разработку предложений», где изложен перечень того, что Агентству необходимо для создания нового корабля, предназначенного для замены «Шаттла» — российская Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» успела завершить предварительное проектирование, и 1 декабря 2004 г. уже представила полномасштабный макет своего «Клиппера».

Этот шестиместный низкоорбитальный пилотируемый корабль будет не только многоразовым, но в одном из возможных вариантов исполнения он может самостоятельно садиться на ВПП подобно «шаттлу». Более того, руководство РКК «Энергия» утверждает, что при условии достаточного финансирования, корабль может быть построен и отправиться в свой первый полет уже в 2010 году.

В довершение всего сказанного можно было бы добавить, что в российском политическом руководстве и промышленных кругах был выказан осторожный оптимизм относительно того, что РФ сможет самостоятельно осуществить проект отправки пилотируемого корабля на Марс где-то в районе 2015 года. Не говоря уже о намеченных на 2005 пусках ракет-носителей, имеющих на борту выполненный по ультрасовременной технологии солнечный парус, используемый в качестве фокусирующего зеркала.

Само собой разумеется, что было бы неправильно считать, что в области освоения космоса у русских не возникает никаких проблем. В частности, можно отменить, что ситуация с финансированием проекта по «Клипперу» остается неясной. И хотя официальные представители РКК «Энергия» утверждали, что уже к 2010 г. будет изготовлено четыре экземпляра корабля, складывается впечатление, что в российском руководстве предпочитают отнести срок его разработки и серийного производства к 2015 г. Более того, в отличие от Дж. Буша, В. Путин официально не высказывался по поводу планов России относительно крупномасштабного освоения космического пространства, включая отправку россиян на Марс.

И, тем не менее, будущее российской аэрокосмической промышленности выглядит весьма радужным.

И какова же была реакция США на все это? Проиллюстрируем ее на следующих примерах. Вскоре после того как Дж. Буш в прошлом году изложил свои взгляды на перспективы освоения космического пространства, представители НАСА исколесили всю страну, выступая с научными докладами, в которых излагались технические трудности, связанные с реализацией президентского послания. На ежегодном научном симпозиуме им. Р. Годдара, организованном в конце марта 2004 в г. Белтсвилль, шт. Мэриленд Американским астрономическим обществом, один из инженеров НАСА в своем выступлении особо отметил необходимость спроектировать системы замкнутого жизнеобеспечения для космического корабля, предназначенного для пилотируемого полета на Марс.

Для того чтобы довести до сведения аудитории то, что к этому моменту было сделано в данной области, он рассказал об аналогичных системах, используемых во время пилотируемых полетов на кораблях НАСА «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон», а также на «Скайлабе» и американском сегменте МКС.

Выступавший ни разу не упомянул об аналогичных системах, созданных в России, хотя, начиная с 1971 г., т.е. задолго до создания МКС, в СССР были запущены в космос и успешно работали на орбите целых семь станций. На протяжении всего периода их существования советские орбитальные станции отличала прекрасная работа надежных и практичных систем водно-воздушной рециркуляции. Когда автор этих заметок задал докладчику вопрос, почему он в своем выступлении полностью обошел молчанием опыт, накопленный в этой области русскими, тот пояснил, что он не может всерьез принимать применяемые ими системы жизнеобеспечения. «Мы им не доверяем», — сказал тогда докладчик.

Другими словами, когда речь заходит об освоении космоса, представители НАСА, выработали в себе, как бы это помягче сказать, неприятную привычку недооценивать успехи русских. В 1957 г., Советский Союз не делал секретов из планов внести свой вклад в празднование Международного года геофизики, — который ученые всего мира с июля 1957 г. по декабрь 1958 г. отмечали научными достижениями, — запуском на околоземную орбиту своего искусственного спутника. Руководство США тогда никакого особого внимания на это известие не обратило, и поэтому страна испытала буквально шок, когда 4 октября 1957 года советский спутник вдруг появился на орбите.

Похоже, что за прошедшие почти полвека мало что изменилось. При всех этих разговорах, ведущихся вокруг космического туризма и выдвинутой Бушем программы освоения космоса, становится крайне важно признать, что другие страны составляют США достойную конкуренцию в космосе, а также и то, что Соединенные Штаты не являются единственной страной, обладающей желанием, научно-техническими и финансовыми возможностями для активного освоения солнечной системы.

Поэтому было бы совсем нелишне серьезно отнестись к предположению о том, что первые люди, оказавшиеся на Марсе, вполне возможно, будут разговаривать по-русски, а не по-английски.

(«United Press International», США)

Роберт Циммерман

Игорь Миголатьев , ИноСМИ.Ru

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 28 января 2005, 18:25

ИноСМИ.Ru

*