Новые чипы беспокоят правозащитников
(Би-би-си). Американские правозащитники призывают к бойкоту магазинов компании Tesco — пионера по использованию микрочипов с использованием новой технологии RFID (Radio Frequency Identification). Чипы RFID испускают радиоволны, по которым можно следить за передвижением помеченной таким образом продукции.
Дискуссия на первый взгляд, напоминает спор глухого с немым. Производители чипов говорят об уникальных преимуществах, которые представляет новая технология. Защитники личных свобод утверждают, что коды нового поколения — ни что иное, как метод слежения за ничего не подозревающими гражданами.
Те, кто упорно продвигает новые чипы на рынок, настаивают, что опасности свободам RFID представлять никак не может. Упаковку, которая содержит чип, можно выбросить в ближайшую урну по выходу из магазина. К тому же, технические характеристики позволяют отслеживать бар-коды лишь на коротком расстоянии.
Шпионаж, учет и распределение
Однако правозащитники упорно называют RFID шпионскими чипами и говорят о том, что технические ограничения в будущем позволят создать широкую сеть слежки за простыми гражданами. Бойкот Tesco объявляет организация Consumers Against Supermarket Privacy Invasion and Numbering (Caspian), занимающаяся защитой прав потребителей.
Представители Tesco говорят, что использование RFID для слежения за покупателем после того, как они вышли из магазина, в любом случае незаконно в Европе, поэтому и спорить об этом не имеет смысла.
Однако в свое время много шума наделал случай в одном из магазинов Tesco в Кембридже, когда при помощи RFID был пойман мелкий воришка, положивший в карман упаковку с бритвами Gillette. Его отследила система камер скрытого наблюдения, которые, как оказалось, начинали следить за упаковками, снабженными RFID в тот момент, когда товар снимали с прилавка.
Чипы нового поколения уже давно вызывают беспокойство правозащитников. В США в некоторых штатах уже приняты законы, регулирующие их использование.
Власти американского штата Юта приняли закон, по которому на всей продукции с RFID должно быть четко указано об этом. В Калифорнии был также принят закон, требующий отделения данных, получаемых при помощи новых чипов от персональной информации о покупателях. Инициатор закона, сенатор Дебра Боуэн, подчеркивает, что убедиться в том, деактивирован ли датчик после совершения покупки, пока что довольно трудно.
Caspian требует, чтобы подобные законы действовали повсеместно.
Но по словам представителей Tesco, корпорация использует новые бар-коды в основном на своих складах для отслеживания перемещения дорогостоящих товаров и совершенно не заинтересована в сборе информации о потребителях.
28 января 2005 г., 15:06 GMT 18:06 MCK
*