Татьяна Желонкина, самая известная бизнес-леди российского интернета, недавно была назначена заместителем генерального директора Rambler по маркетингу. Означает ли это, что Rambler планирует усиливать присутствие на рынке, развивать новые направления и ускорить интеграционные процессы внутри медиагруппы? Тогда речь будет идти о переменах не только для рунета, но и в целом для информационного пространства России. Этой теме мы и решили посвятить публикуемое сегодня интервью.

— Как вы считаете, угрожает ли российскому интернет-рынку экспансия крупных западных брэндов?

– Безусловно, когда объем рынка возрастет, западных компаний на нем станет больше. Они есть и сейчас. В частности, Lycos уже открывал свое представительство. Поисковый механизм Google активно присутствует в России. По различным данным, на русскоязычный «Гугл» приходится 15–17% всех поисковых запросов в рунете. Важно понимать, что экономически более целесообразно подстраивать под региональный рынок глобальные технологические решения. И в то же время локальный поиск, который изначально создавался носителями языка, все равно качественнее, чем предложение глобальных транснациональных брэндов. Думаю, что масштабных новых поисковых систем в России не будет.

– Насколько прибыльное это занятие – интернет?

– Прибыльность крупных площадок сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений – а ведь именно на них и пришелся основной объем инвестиций. Однако важно понимать, что практически все интернет-компании в России закрытые и не заинтересованы в разглашении финансовых показателей. Можно определенно сказать, что хорошие показатели были у крупнейших площадок и у e-commerce. У площадок, которые являются лидерами в узких тематических секторах, показатели значительно варьируются.

Западные модели, примененные в России, что называется, «в лоб», не срабатывали. Все искали какие-то свои модели. Сейчас ситуация стала гораздо более прогнозируемой. Накопилась некая история, которая позволяет делать выводы. Появились опытные профессионалы рынка.

– И какие выводы делают эти профессионалы?

– С интернетом все очень хорошо. Уже можно сказать, что начинается второй пик инвестиционной активности. В последнее время было объявлено о двух довольно крупных сделках. Сделок такого масштаба в рунете не было со времен интернет-бума 1999 года, когда все просто столбили территорию и были какие-то завышенные ожидания. Сейчас ожидания разумные, взвешенные. Интернет окончательно превратился в бизнес, и это вызвало у публики новый импульс доверия. Естественно, есть конкуренция, и чем она выше, тем выше качество продукта. Это хорошо.

Могу сказать однозначно: мы вступили в фазу планомерного роста и развития. Многое уже сделано, многое впереди. Это долгая игра и масштабная задача, но мы уверены в себе.

– Каковы стратегические планы развития группы Rambler?

– Сегодня мы стремимся интегрировать разные медийные среды. Это интернет, телевидение, рекламное агентство, телекоммуникационные сервисы, аудио и другое. Мы хотим присутствовать на самых разных информационных площадках.

– Когда говорят об интеграции интернета и телевидения, что имеют в виду?

– На самом деле речь идет не только об интеграции телевидения и интернета, но и, в сущности, о создании нового информационного пространства. Давайте посмотрим, как живет человек. Человек просыпается, принимает душ, чистит зубы. Возможно, это уже происходит под звуки радио или работающего телевизора. За завтраком он или смотрит по телевизору новости, или листает газету. Пока он едет по городу в машине или в метро, он видит всевозможную рекламу в виде щитов на дороге или стикеров в вагоне, на остановках, на стенах зданий. Везде. То есть получается, что где бы человек ни оказался, он всегда находится в очень насыщенном информационном пространстве. Ведь невозможно только пользоваться интернетом или только смотреть телевизор. При обилии информации вокруг каждый канал, каждый информационный ресурс борется за внимание. За возможность воздействовать на потребителя. Эфир насыщен информацией – визуальной, звуковой, знаковой.

– А что нового хочет сделать Рамблер?

– Активно участвовать, делать это насыщенное информацией пространство более интересным, комфортным, дружественным. Предоставлять качественные информационные услуги. Давать человеку выбор.

Понятно, что создать на базе одного брэнда медиа-группу – задача, в общем, нетривиальная, довольно сложная, ее решение потребует значительных усилий и времени. В России это первая попытка создать единую группу, интегрирующую различные информационные среды.

Мы хотим, чтобы интернет и телевидение в нашем лице слились в одно. Это будет интерактивное телевидение и интернет с телевизионным вещанием. На Западе, да уже и в России есть успешные примеры интерактивного телевидения. Это, как правило, развлекательно-информационные каналы. В нашей стране, кстати, уже работает система телечатов, телепоздравлений. Многие люди об этом просто не знают. Любой может позвонить по мобильному телефону и оставить какое-то сообщение, которое побежит строкой на экране. Мобильная телефония активно включается в медийные процессы.

– И у Рамблера она тоже есть?

– Да, мы планируем. Из последних примеров: недавно был голосовой чат с популярным молодежным певцом Децлом. Люди могли и позвонить в студию, и написать вопрос в чате. При этом в самой студии стояла камера, и картинка в режиме прямого эфира транслировалась через интернет.

Сейчас активно продвигаются мобильные знакомства, мобильные покупки. Взаимопроникновение сред и создание удобного интерактивного пространства – это задача не только наша. Она висит в воздухе. Это веление времени. И у Рамблера есть все шансы ее успешно решить.

– А насколько, на ваш взгляд, вообще совместимы телевидение и интернет? Ведь, находясь в сети, человек должен быть активен, а телевидение предполагает пассивное восприятие звука и изображения?

– Ну, я бы не сказала, что телевидение – это просто пассивное восприятие. В современной реальности мы выбираем из множества разных каналов. Трансляции через интернет ничем не будут проигрывать обычным телевизорам, и при этом они создают принципиально новые возможности интерактивности. Зритель может мгновенно высказать свое мнение о той или иной программе. Мгновенно проголосовать и внести свой вклад, например, в судьбу участника телешоу и так далее.

– В Москве очень немногие имеют возможность смотреть Рамблер-ТелеСеть. Что это за телеканал?

– Это первый познавательный телеканал в России. Идея такая: знание может быть интересным. Мы показываем передачи для любопытных людей. Это не просто программы о природе, о достижениях науки и техники, о путешествиях. Это программы, формирующие у зрителя позитивное восприятие жизни и призывающие его занять активную позицию.

Год назад никакого телевидения под названием Рамблер еще не было, а сегодня наш канал вещает в 400 городах, включая города-миллионники. В Москве его можно смотреть через Дива-ТВ, Комкор-ТВ и НТВ+. Получение московской частоты значится в планах.

– А интернет?.. Что нового будет в сети?

– В прошлом году Rambler в основном развивался по технологическому направлению. Обновился дизайн, значительно улучшился поиск: он стал быстрее и точнее. Через поиск можно теперь находить самые последние новости. Ведь интернет – это сервисные вещи, самое востребованное здесь – это поиск и почта. На Рамблере втрое увеличился объем почтового ящика. Появились новые сервисы.

Если вы посмотрите внимательно на головную страницу нашего портала, вы увидите много полезных и интересных вещей. Здесь можно найти ответ на любой вопрос, реализовать любой интерес. Недавно мы запустили Рамблер-Группы. Прелесть в том, что любой желающий может за полминуты создать новую дискуссионную группу, список рассылки. Придумать ей название и мгновенно разослать ссылки на нее друзьям.

Улучшается качество наших ресурсов, уровень пользовательских возможностей, внешний вид. Использовать интернет для своих целей теперь стало гораздо проще и интересней. Приоритеты остаются те же: информация, рекреация, коммуникация.

Никита Секретарев

Независимая Газета

# 23 (3136) 6 февраля 2004 г.

Независимая Газета

*