Согласно данным статистики, по итогам 2004 года на территории России было выпущено 1,1 млн. легковых автомобилей. Точно такое же количество «легковушек» было собрано в 1990 году. Начало 90-х годов стало периодом разрушения планового развития автомобильной промышленности на территории нашей страны.

Начиная с 1991 года, практически на всех российских автозаводах пошел ощутимый спад объемов производства. Процесс этот длился вплоть до 1994 года, когда суммарный объем выпуска легковых автомобилей (795 тыс.шт) упал в отношении к 1990-му году почти на 30%. Исключением среди крупных автопроизводителей стал тогда только ГАЗ, который в течение 1990-1992 годов удерживал объемы производства автомобилей «Волга» на уровне около 70 тысяч, а в 1993-1994 годах даже увеличил выпуск до 120 тысяч штук. Больше всего не повезло в тот период АЗЛК (в последствии ОАО «Москвич»). Завод, занимавший в начале 90-х годов вторую после ВАЗа позицию в российском автопроме, не выдержал системного кризиса российской экономики, и, к 1996-му году практически полностью прекратил выпуск автомобилей. Попытки реанимировать предприятие в 1997-1999 годах так и не принесли никакого результата. Меж тем, другие российские автозаводы, во главе с «локомотивом автопрома» АВТОВАЗом, справившись с ситуацией начала 90-х годов, с середины прошлого десятилетия вновь начали наращивать объемы производства. Например, АВТОВАЗ преодолев минимальный рубеж 1994 года с выпуском всего 530 тысяч микролитражек, уже к 1997 году поднял производство до 740 тысяч автомобилей. Российский дефолт в августе 1998 года, который привел многие совместные предприятия к кризису, а на ряде других перспективных проектов поставил «полный крест», нашему автогиганту дал только новый импульс к развитию. АВТОВАЗ также помог в начале 90-х годов «встать на ноги» двум небольшим заводам по производству микролитражек «Ока» — ЗМА в Набережных челнах и СеАЗу в Серпухове. Эти автозаводы, в течение 90-х годов уверенно наращивали выпуск «Оки». Чуть позже, Волжский автозавод помог группе «СОК» поднять «из пепла» Ижевкий автозавод. Он кстати, в последние годы занимает вторую позицию в российском легковом автопроме по объемам выпуска. Параллельно, этим же тандемом (СОК и АВТОВАЗ), была дана жизнь и еще одному сборочному предприятию — «РосЛаде» в городе Сызрань. Правда, у на этом предприятии сейчас есть определенные проблемы со стратегией развития. В середине 90-х годов также начал зарождаться «новый русский автопром». Первая попытка была предпринята финансово-промышленной группой «Дон-Инвест», которая с 1995 года начла отверточную сборку двух моделей Daewoo в Ростове-на-Дону, а впоследствии отстроила успешно развивающийся в Тагангоде завод ТагАЗ. В конце 90-х заработало сборочное предприятие «Автотор» в Калиниграде. В начале нового тысячилетия, запустили свои успешные проекты в российском автопроме «Форд» во Всеволожске и «Дженерал Моторс» в Тольятти. Помимо них, сейчас достраивается производство «Рено» в Москве, а таже озвучиваются новые планы и намерения выхода на российский рынок со своей сборкой ведущих мировых автоконцернов. В итоге, доля предприятий «нового русского автопрома» в общем объеме производства превысила уже 10% рубеж, и из года в год продолжает уверенно расти. Производство на российских автозаводах также планомерно модернизируется и перестраивается. Чего только стоят новые современные мощности по выпуску LADA Kalina в Тольятти. А ведь есть еще и ижевская сборка Kia, и планы компании «Северсталь-Авто» и ряд других проектов. Так что, показатель 1,1 млн единиц легковых автомобилей в год — это достаточно важный рубеж российского автопрома, с которого, будем надеяться, пойдет отсчет новых рекордов и свершений.

www.ladaonline.ru

*