(«НИ»). Всемирный экономический форум-2005 открылся выступлением британского премьера Тони Блэра. Состав участников, как всегда, оглушителен – 2250 лидеров политической и деловой элиты из 96 стран мира, включая 25 глав государств и полторы сотни бизнесменов из топ-списка журнала «Форчун». Тональность – озабоченная. Это отражает не только лозунг мероприятия («Жесткие решения в жесткие времена»), но и темы основных дискуссий – эволюция ислама, будущее американского лидерства, борьба с бедностью, а также попытки задуматься о том, как обеспечить справедливую глобализацию мировой экономики.

Дополнительную интригу обещает появление новых лиц – президента Украины Виктора Ющенко и главы палестинской автономии Махмуда Аббаса.

Не случайно, видимо, проблемы

глобального потепления в центре

внимания ВЭФ-2005. Именно капризы

погоды помешали президенту Франции

выступить в Давосе «вживую» – он

добрался туда только в видеозаписи.

Место, где решаются судьбы мира, нельзя изменить вот уже 35 лет. Горнолыжный альпийский курорт на высоте в полторы тысячи метров над уровнем моря (идеальная точка для того, чтобы посмотреть на мир свысока) труднодоступен, что обеспечивает его высокопоставленным участникам давно забытую возможность побыть самими собой и походить по улицам пешком, не прибегая к помощи лимузинов. Чтобы понять, о ком идет речь, всего одна цифра: записаться (если без скидок) в участники ВЭФ стоит порядка 30 тыс. евро.

Впрочем, последние годы внесли в жизнь этого «капиталистического политбюро» (так шутят сами участники) немало неожиданных корректив. За 10 лет, прошедшие с тех пор, как в 1993 году Билл Гейтс в Давосе провозгласил наступление «эры глобализации» мировой экономики и призвал весь мир адаптироваться к ориентирам либерализма, организаторы ВЭФ научились высказываться куда менее вызывающе. Причины – кризисы и потрясения, показавшие, до какой степени миром невозможно управлять из «глобальной деревни». Разглядев глобализацию экономики в 93-м и, скажем, возможность палестино-израильских мирных переговоров в 1980-х, давосские знаменитости проморгали финансовый кризис 1998 года в Юго-Восточной Азии, бурный взлет антиглобалистского движения на рубеже XXI века и крах того же ближневосточного мирного процесса. Это не говоря уже о начавшейся 11 сентября 2001 года битве цивилизаций, крахе экономики «мыльного пузыря», начавшегося со скандала с американским «Энрон» и много чего еще.

Из-за всех этих проколов у организаторов Давосского форума обострилось «чувство вины». Поэтому, ехидничает швейцарская пресса, нынешняя повестка дня ВЭФ больше напоминает не амбициозные планы think tank («мозгового штаба» при предприятии американского образца), а расписание воскресной церковно-приходской школы. И дело не только в том, что в работе форума принимает участие рекордное количество борцов за права человека и неправительственных организаций самого разного толка и направления. По опросу, проведенному в этом году по заказу самого ВЭФ, 62% из 2 тысяч опрошенных «глобальных лидеров» (классификация форума) считают своей главной целью не битву за прибыль, а борьбу с голодом.

Вот лишь некоторые приоритеты, обозначенные в первый же день работы ВЭВ-2005. Во-первых, борьба с последствиями глобального потепления (через 4 недели после азиатских цунами Тони Блэр провозгласил ее одной из самых важных на 2005 год). Во-вторых, «введение всемирного налога» на борьбу с бедностью (приоритет Жака Ширака). Далее – план Маршалла для Африки (еще одна британская идея), борьба со СПИДом и т.п. и т.д. «Наша миссия, – заявил создатель Давосского форума Клаус Шваб, – в том, чтобы улучшить мир». Капитализм с человеческим лицом, да и только.

Это вовсе не значит, что Давос отказался от самого себя. Для деловых участников – тех, кто приезжает сюда на просмотр новых политиков и возможных партнеров по бизнесу, – форум как был, так и остается тяжелой битвой за прибыль. Заседания в Давосе начинаются в 7.30 утра и идут до позднего вечера – раньше половины одиннадцатого они не заканчиваются. Только после этого начинаются приемы и встречи, на которых и принимаются решения о том, как «им» обустроить тот или иной регион мира или, на худой конец, тот или иной бизнес. Недаром же, несмотря на все проколы с просчетами, собственно ВЭФ как был, так и остается весьма успешным экономическим предприятием. В прошлом году, например, его организаторы заработали на гостях и аналитических записках 48 млн. евро.

Словом, от нынешних заседаний ждут не только победы над голодом и улучшения положения в Африке – это все скорее для прессы и посторонних. Для своих – разговор о развитии экономики Европы, в частности – о новых членах ЕС и новых кандидатах на вступление в союз. Предполагается обсудить судьбу доллара и евро, перспективы развития мировой экономики и американского лидерства, определить новую валютную политику для Китая, как скажется старение населения в индустриально развитых странах на мировой экономике. По поводу особо интересного для нас с вами сюжета – присутствия в Давосе нового президента Украины – западные аналитики свое мнение уже высказали. О перспективах евроинтеграции Украины можно будет судить по тому, какой пакет «инвестиционных обещаний» Ющенко увезет из Давоса.

Что касается России, то она в этом году явно не в моде.

ДМИТРИЙ САБОВ, БОРИС ЛЫСЕНКО

«Новые Известия»

27.01.05

четверг

«Новые Известия»

***