Выбери меня. Как будут оценивать кандидатов на пост губернатора в Самарской области
Когда назначат Ходатайство Константина Титова о прекращении дела по назначению даты губернаторских выборов было удовлетворено областным судом. Это означает, что до июля 2005 года он продолжит находиться на своем посту. Если, конечно, не поставит перед президентом вопрос о доверии, сложив с себя полномочия досрочно.
По указу президента, потенциальные губернаторы должны представляться администрации президента полномочными представителями в федеральном округе. Предложения по кандидатурам вносятся за 90 дней до прекращения срока полномочий действующего губернатора. Следовательно, не позднее начала апреля эти имена будут известны и в Самарской области.
Кандидаты на пост губернатора будут представлены Владимиру Путину полномочным представителем президента в ПФО Сергеем Кириенко в начале апреля, если конечно не случится форс-мажорных обстоятельств и Константин Титов не откажется от своих полномочий досрочно.
В этом случае досье на кандидатов будет подготовлено в течение 10 дней после заявления губернатора.
«Дело» рассмотрело в первом приближении дела лишь трех потенциальных кандидатов на высший пост в Самарской области, имеющих наибольшие шансы быть назначенными согласно экспертным оценкам. Но не стоит исключать и появление пока неизвестной в регионе кандидатуры. Решения Владимира Путина в последнее время предугадать не берется никто.
«Дело» будет следить за развитием событий. В ближайших номерах будут опубликованы досье других потенциальных кандидатов на пост губернатора Самарской области и дополнены дела представленных сегодня.
Длительное управление Самарской областью еще не может гарантировать назначение президентом Константина Титова на пост губернатора. Слишком противоречивым может получиться его досье.
Авторитет и деловая репутация
Авторитет и деловая репутация Константина Титова экспертами оценивается неоднозначно. Здесь учитывается и 14 лет достаточно успешного руководства таким экономически развитым регионом, как Самарская область, и смелость политических суждений, и попытка баллотироваться на пост президента страны, а также уголовное дело, возбужденное против чиновников областного правительства.
«Титов в течение 13 лет обеспечивал стабильный экономический рост области в условиях кризиса. Поэтому Самарская область сейчас одна из лучших в стране. Такими итогами работы могут похвастаться не многие губернаторы», — полагает Евгений Молевич, заведующий кафедрой социологии и политологии СамГУ. Однако московские политологи и журналисты придерживаются абсолютно противоположного мнения. «Титов имеет огромный опыт работы и авторитет. Но известно, что его не признает действующая власть. Титову так и не простили попытку стать президентом в 2000 году. В Самаре, несмотря на то, что это самый крупный мегаполис в Приволжском федеральном округе, не разместили представительство полпреда. Также Титову не было разрешено переизбираться еще на один срок», — высказал свою точку зрения «Делу» Максим Гликин. редактор отдела политики «Независимой газеты». Если в нашей области Константина Титова воспринимают как авторитетную фигуру, обладающую громадным управленческим опытом, то в Москве его причисляют к губернаторам «старой гвардии», привыкшим работать в ельцинскую эпоху с относительной самостоятельностью от центра. Такие независимые политики, по мнению московских политологов, действующей власти не очень сегодня нужны.
Опыт государственной и общественной деятельности.
Опыт публичной (государственной и общественной) деятельности у Константина Титова более чем обширен. В 1991 году он был назначен на должность главы администрации Самарской области. Дважды был переизбран на выборах губернатора региона. В 1993 году начал свою работу в Совете Федерации РФ. С 1996 года по 2002 год возглавлял его комитет по бюджету, налоговой политике, финансовому, таможенному регулированию, банковской деятельности.
В 1992-1993 годах Константин Титов являлся членом Политсовета Российского Движения Демократических Реформ. В 1994-1995 годах — член Политсовета партии «Демократический выбор России». В 1995 году избран первым заместителем председателя движения «Наш дом Россия». В 1999 году возглавил избирательный блок «Голос России». На 4-м съезде РПСД (март 2000 года) избран председателем Российской партии социальной демократии. 2001-2004 годы -председатель Социал-демократической партии России. В апреле 2004 года Партия социальной справедливости и Социал-демократическая партия России подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. В мае этого же года Михаил Горбачев отказался от поста лидера СДПР, заявив, что «потерял доверие и в политическом, и в человеческом плане к председателю партии Константину Титову». Председателем СДПР был избран Владимир Кишенин, бывший лидер Партии социальной справедливости, а Титов стал членом Политсовета партии.
Константин Титов — опытный игрок-различных политических партий, умело создающий их или включающийся в работу их руководящих органов. Однако в соответствии с политической конъюнктурой в прошедшем году был вынужден умерить свои амбиции и следить за тенденциями в «Единой России», правда, в эту партию так и не вступив.
Результаты консультаций
Тем не менее, успешное назначение на пост председателя областного правительства Сергея Сычева, человека близкого к руководству «Единой России», позволило обеспечить контроль над региональным отделением партии и заручиться поддержкой высшего совета партии на намечавшихся губернаторских выборах. До определения кандидатур Сергеем Кириенко в региональном отделении «ЕР» от каких-либо комментариев по поводу предстоящего назначения отказываются.
Валентин Романов, первый секретарь обкома КПРФ, полагает, что решение о назначении будет приниматься в двух-трех кабинетах Кремля и мнение оппозиционной партии вряд ли будет востребовано.
Положительную оценку Константину Титову дают депутаты Государственной думы РФ. «В области Титову равных нет. 13 лет его руководства областью, на мой взгляд, не прошли даром для нашего региона. Когда я входил в руководство «Единой России», Константин Алексеевич был в СДПР, но мы с ним взаимодействовали достаточно эффективно», — рассказал «Делу» Василий Черемушкин, депутат Государственной думы РФ. Его коллега, депутат по Тольяттинскому округу Анатолий Иванов, считает, что даже уголовное дело, расследуемое в отношении областной администрации, не сможет существенно повлиять на политическую карьеру Константина Титова. «Вряд ли эти обвинения состоятельны. В смутные годы становления экономики страны, подобные проблемы, связанные с расходованием средств, можно найти у каждого губернатора», -уверен Иванов.
Если Сергею Сычеву удастся продолжить лоббистскую деятельность по поддержке кандидатуры Константина Титова, то руководящие органы «Единой России» вновь могут высказать свою положительную оценку. Заключения коллег и законодательного собрания во многом зависят от результатов расследования по уголовному делу, возбужденному в декабре 2004 года.
Декларация о доходах
Декларация о доходах Константина Титова за 1998-1999 годы, которую он предоставлял, баллотируясь в президенты, особенных угроз в себе не несет. Совокупный доход в те годы губернатора составлял 469 тыс. руб. Заработаны деньги были в аппарате Совета Федерации, различных департаментах областной администрации, а также в институте «ТерНИИ-гражданпроект». Четыре года назад г-н Титов имел два вклада в банках. Один в
Сбербанке в Самаре на сумму 353 тыс. руб., другой в банке «МЕНАТЕП-СПб» на сумму 169 тыс. руб. Из имущества губернатору принадлежала треть квартиры площадью 75,5 кв. м в Самаре. Впрочем, сегодня уже не секрет, что благосостояние Константина Титова во многом связано с состоянием его сына Алексея Титова, председателя совета директоров банка » Солидарность».
Информационные и иные справочные материалы
У Титова неплохие рейтинги и данные по социологическим опросам, которые можно смело отнести к информационным и иным справочным материалам. В рейтинге влиятельности политиков журнала «Дело» (последние данные — март 2004 года) Константин Титов на первом месте уже несколько лет. В июле прошлого года, согласно данным Центра политического консультирования, рейтинг Титова составил 24,7% — наивысший среди претендентов на пост губернатора. В ноябре, по данным Фонда социальных исследований, 53% населения области назвали г-на Титова новым руководителем губернии, назначенным президентом.
Областные СМИ называли иск Натальи Бобровой, вице-спикера Самарской губернской думы, о прекращении срока полномочий губернатора именно инициативой Константина Титова. Назначение выборов на 19 сентября 2004 года позволило ему ограничить для своих конкурентов проведение полноценной предвыборной кампании. Также широко обсуждались судебные прения по этому делу.
Кроме уголовного дела, возбужденного против чиновников областного правительства в конце прошлого года, Титову могут припомнить череду скандалов 2002 года, уголовные дела против людей из его ближайшего окружения и допрос самого губернатора.
В пользу губернатора могут быть подобраны данные о социально-экономическом развитии Самарской области. Хотя недоброжелателям Титова в периоды избирательных кампаний удавалось находить данные о неблагополучии в отдельных отраслях экономики и различных социальных проблемах.
Таким образом, информационные материалы по Константину Титову могут быть самыми разнообразными: от безусловно положительных до обвиняющих. Все зависит от угла зрения человека, подбирающего эту информацию.
Входя все больше в московскую политическую элиту, Владимир Мокрый постепенно теряет известность в Самарской области. Кроме того, он более силен в аппаратных интригах, чем в управленческой работе.
Авторитет и деловая репутация
Владимир Мокрый стал известным человеком в Москве благодаря работе в Государственной думе РФ на посту председателя комитета по вопросам местного самоуправления. Совместно с администрацией президента он участвовал в подготовке реформы местного самоуправления в России. В Самарской области г-н Мокрый больше известен как опытный аппаратный работник. «Владимир Мокрый виртуозно владеет мастерством аппаратных игр. Но не имеет однозначной поддержки ни в Москве, ни в регионе. Кроме того, не воспринимается населением как харизматический лидер в отличие от Титова», — говорит политолог Юрий Кочкин. По мнению Ростислава Туровского, руководителя департамента региональных исследований Центра политических технологий, хорошая работа в Думе еще не может быть залогом назначения на губернаторский пост. «Заслуга по подготовке реформы местного самоуправления за ним числится, но не факт, что ее будет достаточно для назначения. Лоббистского потенциала на федеральном уровне у Владимира Мокрого все же недостаточно. Да и насчет его поддержки в области у меня есть сомнения», — рассуждает он. По мнению некоторых экспертов, г-ну Мокрому не хватает опыта хозяйственной деятельности и способностей для ее осуществления.
Опыт государственной и общественной деятельности
Опыт государственной деятельности г-на Мокрого измеряется восьмью годами в ранге заместителя администрации Самарской области (1991-1999) и пятилетней работой в Нижней палате Федерального собрания РФ. И в третьем, и в четвертом созывах думы он занимает пост председателя комитета по вопросам местного самоуправления. Член центрального совета партии «Единая Россия». Во время предвыборной кампании 2003 года был поддержан партией власти. В Госдуме входит в состав фракции «Единая Россия».
Опыт всей работы Владимира Мокрого позволяет его оценивать как квалифицированного аппаратного работника с уже состоявшимся опытом государственной и общественной деятельности.
Результаты консультаций
Г-н Мокрый может рассчитывать на безусловную поддержку центрального руководства «Единой России», а вот на региональном уровне у него могут возникнуть проблемы. Если Сергей Сычев также решит претендовать на пост губернатора, то вряд он будет высказываться за кандидатуру Владимира Мокрого. «По своему политическому весу: продолжительный опыт работы вице-губернатором, сложная работа на посту председателя комитета в думе, Владимир Мокрый может стать и губернатором», — заявил «Делу» Василий Черемушкин. «Основные способности Владимира Мокрого — интриги. Так о нем отзываются представители административных структур Самарской области. Я и сам не получил должности заместителя председателя комитета по труду именно из-за Мокрого. После того, как меня поддержала фракция «Единая Россия», он встретился с Грызловым, показал ему вырезки из газет времен моей предвыборной кампании, когда я находился в оппозиции к «Единой России» и критиковал власть», — рассказывает другой депутат Госдумы от Самарской области Анатолий Иванов. По результатам предварительных консультаций, г-н Мокрый может рассчитывать на поддержку партии власти, а вот от тех, против кого он провел свою серию «аппаратных игр», будут услышаны весьма нелицеприятные высказывания.
Декларация о доходах
Декларация о доходах Владимира Мокрого стала известна широкой общественности во время предвыборной кампании в Государственную думу РФ в 2003 году. По ее данным, за 2002 год г-ну Мокрому удалось заработать 297 тыс. руб., трудясь в Госдуме. Всем недвижимым имуществом — квартирой площадью 130 кв. м, дачей в 500 кв. м и гаражом — кандидат в депутаты владел в совместной собственности с членами семьи. Также семье г-на Мокрого принадлежат два автомобиля: ВАЗ-21100 и «Тойота RAV-4». Кроме того, он имел пять счетов в различных банках. Наиболее крупный из них — 126 тыс. руб. — в Международном Московском банке.
Информационные и иные справочные материалы
До известной инициативы президента об изменении системы выборов руководителей регионов в стране, Владимир Мокрый активно размещал свои агитационные материалы в СМИ. Был запущен телевизионный проект «Губерния Владимира Мокрого». Пресса называла Юрия Шевцова, председателя временной избирательной комиссии по выборам губернатора Самарской области, человеком Мокрого. В 2004 году он стал участником нескольких конфликтных ситуаций, возникших в Самарской области. Г-н Мокрый выступил с критикой областного правительства губернии, оказывал поддержку Дмитрию Сивиркину при смещении его с поста регионального лидера «единороссов» (однако результата это не дало), и его победу на выборах в 2003 году даже пытались оспорить в суде.
Эксперты назвали Владимира Мокрого вторым по уровню влиятельности политиком в области (40 самых влиятельных политиков, журнал «Дело», № 11, 2004 год). Но при этом уровень его известности и популярности среди населения невысок. 2% в июле 2004 года -согласно исследованиям центра политического консультирования. 3% — рейтинг политической активности по данным АНО ИА «ВВС». 5% назвали его тем кандидатом на пост губернатора, кого может выбрать Путин (Фонд социальных исследований, ноябрь 2004). В настоящее время общественная активность г-на Мокрого находится на низком уровне. Видимо, основная работа ведется в коридорах власти.
Неожиданно появившийся в губернской политике Сергей Сычев может рассчитывать на кресло губернатора. Этому должны помочь личные знакомства с руководством партии власти.
Авторитет и деловая репутация
Сергей Сычев появился в элите губернской политики неожиданно в декабре 2003 года, когда его кандидатура была представлена губернатором в качестве председателя областного правительства.
Сотрудничавшие с Сычевым по производству руководители предприятий отзывались о нем как об эффективном управленце. Ему даже предлагалась должность вице-президента АВТОВАЗа.
Константин Титов заявил после назначения Сычева: «Мы к этой фигуре присматривались на протяжении последних полутора-двух лет, следили за развитием его предприятия и бизнеса». «Сычев стал известен в массовом сознании за последний год. Он воспринимается как жесткий человек, слишком прямолинейно он проводит в области линию президента», — полагает Юрий Кочкин. Эффективный опыт управления производством еще не позволяет говорить об эффективности в управлении областью. Г-н Сычев выбрал достаточно закрытый и жесткий стиль поведения.
Опыт государственной и общественной деятельности
Опыт государственной и общественной деятельности Сергея Сычева — это год работы в должности председателя правительства Самарской области и активная деятельность на благо развития «Единой России». В 2000 году он участвовал
в кампании по выборам президента. А через три года на выборах депутатов Нижней палаты Федерального Собрания ему было доверено управление предвыборным штабом «Единой России», а затем и руководство предвыборной кампанией Владимира Путина в Самарской области. Вскоре после выборов Сычев вступил в ряды партии «ЕР» и возглавил региональное отделение партии.
Результаты консультаций
Поддержка «Единой России» для Сергея Сычева — не простой вопрос. Одобрение регионального отделения партии своему руководителю обеспечено, а вот безусловная поддержка центрального руководства находится под сомнением. Представители общественных объединений и политики называют Сергея Сычева возможным губернатором Самарской области, но только в будущем. «Кандидатура Сычева может рассматриваться в будущем, сейчас я был бы очень удивлен его назначением», — считает депутат Госдумы Валентин Романов.
«Я удивляюсь его быстрой карьере, тем более что он из Тольятти. Но если его назначил Титов на должность председателя правительства, значит, на то были причины. На выборах в Государственную думу в 2003 году, когда он возглавлял предвыборный штаб «Единой России», в целом по области были показаны нормальные результаты по процентам голосов, но Самару мы «провалили», — говорит его коллега по партии Василий Черемушкин.
Политологи же прогнозируют г-ну Сычеву большое будущее. «У Сычева наиболее высокие шансы на успех. Именно он был заинтересован, чтобы позиции Титова ослабли. Формально, Сычев — преемник действующего губернатора. Он обладает сильным лоббистским потенциалом и связями в Москве. Его назначение я рассматриваю как наиболее вероятное», — считает г-н Туровский.
«Сычев обязательно постарается использовать свое знакомство с Волковым для того, чтобы пролоббировать свою кандидатуру», — полагает Андрей Колядин, директор московского центра политтехнологий и консалтинга «Мультитехнологии».
Как четкий проводник линии президента в Самарской области Сергей Сычев вполне соответствует создаваемой в стране вертикали власти.
Информационные и иные справочные материалы
В губернских СМИ г-н Сычев появляется в основном в связи со своей профессиональной деятельностью в качестве председателя правительства, а в последнее время и как исполняющий обязанности губернатора. Также им было принято и несколько самостоятельных решений: исключение из рядов «Единой России» нескольких членов партии, попытка усмирения оппозиции в Самарской городской думе.
В рейтинге влиятельности чиновников Самарской области Сергей Сычев, появившись впервые, сразу же занял четвертое место («Дело», № 9, 2004 г.). А вот уровень поддержки населением, согласно опросам Фонда социальных исследований, находится на уровне двух процентов.
Минимальный опыт работы в структурах исполнительной власти имеет и свои плюсы для Сергея Сычева. Он пока еще не успел нажить себе значимых противников.
«Полпред президента сам определяет, какие документы будут предоставлены»
Сергей НОВИКОВ, пресс-секретарь полномочного представителя президента в ПФО Сергея Кириенко
Положение о порядке рассмотрения кандидатур определяет список документов, которые необходимо представить в администрацию президента. Пока нет точного понимания, что входит в этот список. Полномочный представитель президента сам определяет — какие конкретно документы будут предоставлены.
В справке о результатах предварительных консультаций по предлагаемым кандидатурам, скорее всего, будут представлены мнения общественных объединений, законодательного собрания области. Информационные и иные справочные материалы — это социологические опросы, оперативные материалы правоохранительных органов.
«Дело» № 2 (573) от 24.01.2005.
*