Политическая оппозиция в России безнадежно слаба. Рядовые россияне не слышат голосов оппозиции. Таковы реалии путинской России и режима «управляемой демократии». Но если в России на самом деле нет оппозиции, то как можно объяснить акции протеста, которые недавно прошли на улицах городов в разных уголках России и стали самыми большими по масштабу за пять лет пребывания Путина у власти? И как объяснить решение правительства не только удовлетворить требования пенсионеров, протестующих по поводу отмены льгот, но также отказаться от планов отменить отсрочки от призыва в армию для студентов?

Для Путина настал тот момент, когда люди поняли, что «король-то – голый». Прошлым летом Путин поставил несанкционированные уличные акции протеста вне закона. Минувшей осенью были установлены ограничения по численности для политических партий – партия будет официально зарегистрирована только в том случае, если в ней состоит не менее 50 тысяч человек.

Несмотря на все эти ограничения, в январе этого года стихийные акции протеста пенсионеров прошли не менее чем в 70 российских городах, и кульминацией стала демонстрация в сибирском городе Барнаул, в которой участвовали 10 тысяч человек. Региональные власти повели себя нерешительно, милиция не желала арестовывать пенсионеров, и это продемонстрировало слабость российских властей.

Массовые акции протеста, на которых участники несли плакаты с надписями «Долой Путина», застали врасплох как Кремль, так и лидеров оппозиции. «Даже в самых смелых своих мечтах мы никак не ожидали, что люди выйдут на улицы», – говорит Семен Борзенко, активист коммунистической партии из Санкт-Петербурга, который 16 января наблюдал, как протестующие перекрыли центр города.

Но на вторую неделю демонстраций коммунисты и активисты партии «Яблоко» стали участвовать более активно. В пятницу в консервативном южном городе Воронеже прошла такая акция протеста, какую в Кремле не хотели бы видеть в кошмарном сне: совместная демонстрация пенсионеров и студентов призывного возраста.

Ирония для Кремля заключается в том, что реформы по замене денежными компенсациями социальных льгот, таких как бесплатный проезд на общественном транспорте, являются экономически целесообразными, и средства на проведение этих реформ можно было изыскать из доходов от продажи нефти. Но кремлевские стратеги решили пойти по другому пути: сократить свои расходы на выплаты льгот и обязать региональные власти, которые и так испытывают нехватку средств, увеличить выплаты пенсий в качестве компенсации старикам. Причем схема не была вначале опробована в отдельных регионах, как делалось при президенте Ельцине. Изменения, затрагивающие жизнь 32 млн людей, с 1 января 2005 года вступили в силу.

Политолог Глеб Кузнецов заявляет, что кремлевские чиновники сильно переоценивают авторитет президента: «Это не что иное, как высокомерие. При переизбрании Путин получил 70% голосов, и они считают, что это будет длится вечно».

У социологов нет единого мнения по поводу того, как это скажется на авторитете Путина. До этого трагические события национального масштаба, такие как захват заложников в Беслане, лишь временно снижали рейтинг популярности Путина.

«Мы ожидаем снижения рейтинга популярности российского президента, но незначительного, – считает Валерий Федоров, руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения. – В декабре рейтинг популярности Путина составлял 71%. Путин имеет большой запас прочности, так как он объединяющая фигура, и люди не видят ему альтернативы».

Одна истина становится все более очевидной: россияне все более пессимистично смотрят на будущее своей страны. Половина жителей России считает, что политика правительства ведет страну в тупик, показал опрос общественного мнения, проведенный фондом РОМИР. Такое настроение людей вызвано экономическими факторами, например ростом инфляции, которая, по прогнозам, в январе составит 3%. Также играет роль отсутствие каналов связи между правительством и народом. Так, власти почти не пытались разъяснить населению, для чего нужна реформа системы социального обеспечения в условиях, когда бюджет получил 25 млрд долларов дополнительной прибыли от продажи нефти. Проще говоря, наступает предел легендарному терпению русского человека.

«Почему бы им не взять эти деньги из других источников? Цены на нефть выросли в три раза, почему бы не взять деньги из этих доходов?» – задает вопрос 72-летняя пенсионерка Майя Якунина, участвующая в акции протеста в Санкт-Петербурге. Она говорит, что при новой схеме половина ее пенсии, составляющей 78 долларов, пойдет на покрытие транспортных расходов.

На Путина и его правительство оказывается самое сильное давление за все пять лет пребывания Путина у власти. Государственная дума постоянно подвергает критике министра финансов Алексея Кудрина и министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова. Дума не представляет реальной угрозы Кремлю, так как контролируется прокремлевскими депутатами, составляющими в Думе большинство. Но среди депутатов Госдумы есть лояльная Кремлю группа бывших офицеров КГБ, которые стремятся уволить либеральных министров.

В минувшую пятницу представители националистического блока «Родина» заявили, что они будут круглосуточно находиться в своих офисах в здании Госдумы или устроят голодовку, если правительство не будет уволено. Также ходят слухи о том, что протесты пенсионеров были организованы с помощью выходцев из КГБ для того, чтобы спровоцировать отставку министров- реформаторов. Но Путин вряд ли уволит министров. Вспомните, как Путин себя повел после гибели атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году и при последнем провале – после неудачной попытки оказать влияние на результаты президентских выборов на Украине. Путин не стал искать «козлов отпущения» и увольнять провинившихся.

Между тем руководители российских регионов реагируют на акции протеста не столь цивилизованно. Так, власти Самары, вместо того чтобы удовлетворить требования протестующих, назвали пенсионеров «агентами западных государств». Местная газета, контролируемая областной властной элитой, написала, что самарская некоммерческая организация «Голос», выступающая за честные выборы, планирует организовать «березовую революцию» в России – по аналогии с украинской «оранжевой революцией».

Руководитель «Голоса» Александр Лашманкин смеется над этими обвинениями и говорит, что власти сами могут спровоцировать волнения, если будут мобилизованы студенты, недовольные отменой отсрочек от службы в армии: «Сегодня в акциях протеста участвуют пожилые люди. Но если на улицы выйдут студенты, это приведет к самому настоящему взрыву в обществе».

Кремль не хочет допустить этого. Спустя две недели после озвучивания планов призывать всех студентов мужского пола в российскую армию, министр обороны Сергей Иванов объявил об отказе от этой идеи. Ожидается, что таким же образом Путин откажется от своих планов снизить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг и на медицинское обслуживание. Ранее было объявлено о планах провести такие реформы в конце года, но благодаря акциям протестов эти реформы могут быть свернуты.

Что бы ни произошло, джин политических волнений оказался выпущен из бутылки после того, как воспитанные в советское время пенсионеры преподали более молодым поколениям урок демократии.

Фрэнк Браун

Newsweek

Переведено 25 января 2005

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*