(«Время новостей «). Ответ на этот вопрос, похоже, не могут дать даже самые опытные чиновники ИСУ. В постановке ледовых программ участвуют не только фигуристы и тренер, но и профессиональные хореографы, имена которых зачастую остаются в тени. В преддверии стартовавшего вчера чемпионата Европы в Турине корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА побеседовала с одним из российских хореографов, в недавнем прошлом солистом ансамбля Игоря Моисеева Сергеем ПЕТУХОВЫМ.

Каким ветром вас занесло в фигурное катание?

— Ушел на пенсию. Началась перестройка, нужно было на что-то жить. Знакомый директор балета на льду попросил, чтобы я привел в порядок его коллектив. Год я проработал в качестве репетитора в ледовом шоу Елены Гараниной. После этого меня заметили, стали приглашать в качестве «рабочей лошадки» тренеры фигуристов. Но поначалу я не занимался постановками программ. В этом смысле точкой отсчета стала работа в юниорской группе парного катания. Меня просто-напросто бросили в воду как слепого щенка, потому что на тот момент по большому счету я мало что смыслил в фигурном катании. Единственное, что я четко осознавал, —существует огромная разница между полом и льдом. Первой спортивной парой, с которой я начал серьезно работать как хореограф, были чемпионы мира среди юниоров Максюта—Жовнирский. Затем переключился на танцоров. Делал программы Татьяне Романюте и Даниилу Баранцеву, которые дважды становились чемпионами мира среди юниоров. Сейчас помогаю Алексею Горшкову тренировать болгар Албену Денкову и Максима Ставийского и нашу пару Оксану Домнину и Максима Шабалина.

В чем специфика постановки ледовых программ?

— В перевертышах. То, что хорошо смотрится в балетном зале, абсолютно не играет или примитивно выглядит на льду, и наоборот. Так что на многие вещи пришлось изменить свой взгляд. Хотя по большому счету необычные и оригинальные хореографические идеи в фигурном катании для балетной сцены давно уже прошлый век.

Тогда как вы относитесь к тому, что многие фигуристы, не будучи профессиональными танцорами, сами ставят программы себе и ученикам?

— Почему же нет? Есть много примеров, когда, допустим, непрофессиональные художники становились великими мастерами.

Мнения о новых правилах судейства в фигурном катании крайне противоречивы. Что вы думаете о нововведениях ИСУ?

— Как хореографу мне не нравятся некоторые обязательные поддержки. Я не считаю, что все эти шпагаты головой вниз, а ногами вверх выглядят эстетично. Но поскольку эти элементы оцениваются по максимуму, фигуристы вынуждены их включать. А это нивелирует сам танец, делая программы однообразными, потому что поддержка могла быть и более простой, но смотрелась бы эффектнее и несла смысловую нагрузку. К сожалению, сейчас мы уходим от этого, что большой минус нововведений ИСУ. Плюсы же в основном касаются технической стороны, поскольку требования к владению коньком повысились.

Но, может быть, в этом и состоял замысел ИСУ: не делать фигурное катание подобием шоу?

— Тогда нужно придумать другое название танцам на льду. Если раньше техника и хореография были равноценными компонентами программы, то сейчас произошел явный технический перекос. И я понимаю, почему. Так проще судить. Сегодня постановка любого танца начинается с секундомером в руках. Та обязательная поддержка десять секунд, эта — пять, подсчитывается количество оборотов во время вращения… Понятно, что эти требования продиктованы стремлением добавить объективности в оценках. Но от субъективного восприятия никуда не уйдешь. Это как в живописи: одним нравятся абстракционисты, другим — классика. И в своих предпочтениях они правы. Другое дело, если бы состояние танца оценивали профессионалы. Говоря об этом, я нисколько не умаляю профессиональных качеств судей, но как у хореографа у меня возникает к ним много вопросов. Но я сам себе ими глотку и заткнул. Монастырь принял устав, и мы вынуждены жить по этим правилам.

Как сделать программы, которые запомнились бы зрителям и были по достоинству оценены судьями?

— Подчас публику, сидящую в зале и жующую попкорн, можно захватить, казалось бы, простыми вещами. В этом году на этапе Гран-при во Франции меня поразил молодой американский фигурист. Он не делал ничего сверхъестественного на льду. Но его катание, изумительное скольжение под классическую музыку было настолько эмоциональным, что после окончания программы огромный «Берси» встал и зашелся от аплодисментов. Так что искусство довольно сложно просчитать.

Какая из поставленных программ вам нравится больше всего?

— Прошлогодний произвольный танец Денковой и Ставийского под Генделя. Я считаю, что это большая удача тренера Алексея Горшкова, моя и ребят. Хотя пару потом упрекали за то, что они сделали программу под слишком серьезную музыку. В этом году практически все ведущие пары поставили серьезные программы.

На ваш взгляд, существует стиль Петухова?

— Ребята говорят, существует. «Вы нас все время завязываете узлом», — говорят они. Мне же самому трудно ответить. Наверное, это как подчерк у человека — у каждого свой.

Но ведь это безумно сложно, изобретать новые программы, надо иметь компьютер в голове.

— Вовсе нет. Надо иметь Бога в душе и немного фантазии.

N°11

26 января 2005 Время новостей

Время новостей

*