"Больных теперь осматривать просто некогда". Реформа льгот парализует работу районных поликлиник
В следующий понедельник правительство России рассмотрит вопрос лекарственного обеспечения льготников. Это произойдет в рамках теперь уже традиционных совещаний правительства «по льготам». «Осчастливленные» заменой льгот на денежные компенсации льготники уже две недели выражают свое отношение к реформе на улицах. Однако с проблемами, например, лекарственного обеспечения сталкиваются не только больные, но и медицинские работники, формально находящиеся «по другую сторону баррикад». Первыми впечатлениями по поводу работы новой системы льготного обеспечения граждан с корреспондентом «Времени новостей» Дарьей ГУСЕВОЙ поделилась участковый врач одной из поликлиник Солнечногорского района Московской области.
— С начала этого года в рецепте на каждое лекарство врач должен указывать номер пенсионного удостоверения больного, домашний адрес, его фамилию, имя и отчество полностью, свои фамилию-имя-отчество, код, под которым зарегистрирована наша поликлиника, шифр льготной категории, к которой принадлежит больной. До этого мы просто указывали сокращенно фамилию-имя-отчество и возраст больного. Причем состав и количество льготных категорий изменилось, а нам еще не выдали «областные» категории, порекомендовали пользоваться старыми. Все это мы должны указать на каждом рецепте на каждое лекарство. А на сильнодействующие лекарства, например снотворное, мы пишем дополнительный рецепт. Для препаратов больным сахарным диабетом — еще один рецепт. Все это врач должен теперь записать в отдельный журнал и карту больного.
Льготники, выстояв очередь у нас, приходят с этой простыней в аптеку и там их проверяют по компьютеру. По новому, только сейчас составленному реестру льготников. В нашем городе одна такая аптека, государственная, которой разрешили отпуск льготных лекарств. И там тоже большая очередь!
В аптеке проверяют, есть ли в реестре этот человек и правильно ли оформлен на него рецепт. А если я или медсестра ошиблись хотя бы в одной цифре, аптека не выдает лекарство. Идите, говорит, переписывайте рецепт. А ведь у нас много пациентов, у каждого по три-четыре рецепта. И кстати, существующую норму приема больных врачами никто не уменьшал. В час мы должны принять четыре—шесть человек. А сейчас я физически не успеваю принять их в таком количестве. Причем к нам же идут и региональные, и федеральные льготники. Больных теперь осматривать просто некогда. Я же не могу принять следующего больного, пока не выпишу все эти рецепты.
У нас в поликлинике все эти выписки проверяет страховая компания. По карте сотрудник компании проверяет, то ли я выписала больным. Для этого я должна указать в карте номер рецепта, дозировку, кратность приема. Я каждый раз пишу, сколько конкретно таблеток я выписала! И за каждую неправильную цифру нас штрафуют.
Раньше в поликлинике от аптеки работал фармацевт и выяснял, что из бесплатных лекарств есть в аптеке и что можно выписывать. Потом это, видимо, стало невыгодно аптеке. И теперь информации о наличии лекарств в аптеке у меня нет. Сама выяснять это я не могу — у меня и телефона в кабинете нет.
Сейчас у меня есть два списка лекарств: что я могу выписывать на федеральном уровне и что — на региональном. Это то, что оплачивает Пенсионный фонд. Но, насколько мне известно, даже на федеральном уровне не обеспечено лекарствами 67% плана, а на региональном уровне, в нашем городе например, не хватает более 90% лекарств. На них из бюджетов просто не перечислили денег!
Нам говорят: вы не ругайтесь со льготниками, уговаривайте их, что это временные трудности, чтобы больные никуда не ходили жаловаться, а подождали, пока ситуацию исправят. А ко мне приходит 80-летний старик, клюшкой стучит по столу и говорит: «Мне положено»! У него на груди планка с орденами… На что я должна его уговаривать?
N°11
26 января 2005 Время новостей
*