По мнению участников автомобильного рынка, в 2005 году продажи новых иномарок в России вырастут до 500, а возможно и 600 тысяч штук. На этом иностранные автопроизводители заработают около 12,6 миллиарда долларов.

Прогнозы основаны на тенденциях года прошедшего. В 2004 году официальные продажи новых иномарок в России — без учета производимых на мощностях СП — составили 352 тысячи штук. При этом рост рынка иномарок в России в денежном выражении был феноменальным — 80 процентов. Всего же в 2004 году в России было продано более 1 миллиона 650 тысяч легковых автомобилей. Это столько же, сколько, например, в Южной Корее, где численность населения в 3,5 раза меньше. При этом доля производителей российских моделей вновь сократилась. Доля новых российских автомобилей снизилась до 56 процентов. В 2003 году она составляла 60 процентов. Новые импортные машины составили около 18 процентов рынка. Иномарки, собранные на территории России, — около 8-9 процентов. И наибольшее снижение наблюдалось на рынке подержанных иномарок, доля которых упала с 24 процентов в 2003 году до 15-16 процентов в 2004-м. Как менялась в 2004 году структура продаж внутри сегмента «подержанные иномарки»? Тут произошло несколько событий. Во-первых, введение новых импортных пошлин, причем довольно высоких, на автомобили старше 7 лет. Ввозить их утратило смысл, и такие машины практически исчезли. А их потребители переключились либо на отечественные автомобили, либо на более молодые подержанные иномарки. Во-вторых, сама структура продаж иномарок изменилась. Доступность кредитов также сделала свое дело. То есть потребители стали предпочитать либо новые дешевые импортные иномарки, либо иномарки отечественного производства. Что касается 2005 года, то, по мнению участников рынка, ввоз подержанных иномарок будет и дальше сокращаться. Структура потребления в сегменте «новые российские автомобили» менялась мало. В принципе на нее повлияло введение заградительных импортных пошлин на подержанные иностранные машины. И это место на рынке было занято именно новыми отечественными автомобилями. В сегменте «импортные иномарки» наметилась явная тенденция к увеличению продаж японских и корейских автомобилей. В первую очередь это обусловлено весьма широким предложением этих производителей в ценовом сегменте до 20 тысяч долларов. Причем наибольший спрос россиян — если иметь в виду эту категорию — сосредоточен в сегменте от 15 до 20 тысяч долларов. И как раз японские и корейские производители предоставляют широкий выбор моделей в этом сегменте. Увеличивая спрос на японские и корейские автомобили, россияне снижают спрос на европейские машины. Больше других теряют популярность чехи, испанцы и итальянцы. В 2004 году много говорилось о буме продаж автомобилей в кредит. Он связан прежде всего с низкой базой роста. Однако только примерно 25-30 процентов автомобилей в целом по России было продано в 2004 году в кредит. Сюда включаются и иномарки, и новые российские автомобили. А последние два-три месяца года некоторые автосалоны говорили о том, что продажи в кредит достигли 70 процентов. По сравнению с развитыми странами, например с США, где около 80 процентов автомобилей продается в кредит, или с Европой, где продается в кредит более 50 процентов, в России процент продаж в кредит несравненно меньше. Что касается «наших» иномарок, то есть иностранных моделей, произведенных СП на территории России, то здесь дела обстоят не столь радужно. В России не так просто открыть производство с теми льготами, на которые вправе рассчитывать производители. Правительство требует выполнения ряда жестких технологических требований. В частности, оно требует, чтобы 50 процентов компонентов автомобилей (в стоимостном выражении) производилось внутри страны. Но проблема в том, что в России не так уж и много производств, которые в состоянии выполнить жесткие технологические условия, которые предъявляют западные производители к качеству комплектующих. Фактически это основное препятствие для мировых производителей, которые хотели бы открыть свое производство в России и достичь некоторой степени его локализации. С Китаем, конечно, тут России трудно будет конкурировать. В Китае и более дружелюбное законодательство, и более дешевая рабочая сила. И все-таки, по мнению многих экспертов, будущее российского автопрома — это производство иномарок с той или иной долей задействованности российских заводов. Что касается более близких перспектив, скажем, 2005 года, как считают специалисты, в общем объеме продаж доля российских автомобилей вновь будет сокращаться. Во-вторых, будет происходить опережающий рост продаж новых иномарок, в том числе собранных в России. В третьих, продолжится сокращение продаж подержанных иномарок. Что касается потребителя, то он сможет заметить эти тенденции, поскольку рынок отечественных автомобилей будет сокращаться. Тогда как рынок импортируемых иномарок и иномарок, производимых в России, наоборот, будет стремительно расти. Отечественный потребитель хочет новых, современных и качественных автомобилей. Эксперты предполагают, что через 2-3 года количество проданных иномарок в России превысит число проданных машин традиционных отечественных марок. И причин тому несколько. Самое главное, что уже в ближайшее время средняя цена на российские автомобили достигнет 8-10 тысяч долларов. Однако чиновники считают, что только к 2010 году благосостояние россиян вырастет настолько, что каждый второй купленный ими автомобиль будет иномаркой.

«Российская газета» №12 (3681), 25.01.05

*