Убеждать предприятия в необходимости перехода на новые версии Office — извечная задача Microsoft, однако компания надеется, что новый Elixir поможет ей в этом. Проект Elixir задуман как способ продвижения программы e-mail и контактов Microsoft Outlook, дополненной некоторыми новыми полями, в качестве инструмента для просмотра сведений о взаимоотношениях с заказчиками.

Впоследствии он может помочь Microsoft выйти на рынок систем CRM, где сегодня доминируют Siebel Systems, Oracle и SAP.

Внутри компании Microsoft пошла по этому пути в прошлом году, начав использовать Outlook как средство для доступа своего персонала продаж к хранилищу данных, связанному с ПО CRM от Siebel. Теперь Microsoft пытается превратить этот внутренний проект в набор инструментов, который смогут использовать и другие компании — и не только с продуктами Siebel. По словам генерального менеджера Microsoft по стратегии платформ Чарльза Фицжеральда, интерес со стороны внешних компаний очень велик.

Microsoft не планирует получать доход от продажи Elixir, но рассчитывает на то, что компании станут глубже внедрять Office в свои бизнес-процессы. Так как код Elixir Microsoft разработала только для Office 2003, компания рассматривает этот инструмент как способ побудить заказчиков к апгрейду. В более отдаленной перспективе он может подхлестнуть и продажи Windows Server и другого ПО.

Ускорение перехода на последнюю версию Office важно не только ради доходов, но и потому, что когда предприятия используют более современные версии этих продуктов, компания фиксирует более высокую степень удовлетворенности заказчиков.

В прошлом году отделение Microsoft Information Worker, ответственное за Office, принесло Microsoft примерно 30% ее доходов. Чтобы возбудить интерес к Office, компания готовит такие дополнения, как Elixir, проводит в следующем месяце первую конференцию разработчиков Office и продвигает несколько программ, связанных с Office.

Но у проекта есть и более долгосрочная цель. Освоив такие инструменты, как Elixir, компании вряд ли станут даже рассматривать конкурирующее деловое ПО. А так как Office не работает на Linux, они крепче привяжут предприятия и госучреждения к Windows. «Чем лучше Microsoft удастся заставить компании вплести технологию Office в ткань своего бизнеса, тем менее стандартным становится Office и тем труднее компаниям заменить его чем-то вроде OpenOffice.org», — говорит аналитик Gartner Майкл Сильвер.

Компания надеялась подготовить инструмент для широкого круга заказчиков к концу прошлого года, но обнаружила, что для каждой компании, желающей встроить Outlook в свое бизнес-ПО, приходится проделывать много работы по доводке. «Примерно тридцати процентам заказчиков мы говорим: „Подождите, этого мы пока не можем”, — признает Фицжеральд. — Нам предстоит собрать эти внутренние элементы и упаковать их таким образом, чтобы получилось решение, которым сможет воспользоваться любой другой. В текущем году мы это сделаем».

Общая стратегия

В деле расширения жизненного пространства Office компания Microsoft не собирается ограничиваться лишь одним Elixir. В Office 12 — следующей версии продукта, которая должна выйти в конце этого или начале 2006 года, — Microsoft планирует сосредоточиться на серверном ПО, которое привязано непосредственно к Office.

Это часть более широкой стратегии компании по превращению Office из набора отдельных программ в платформу, на которой возможна дальнейшая разработка. Компания продемонстрирует разнообразие таких подходов в феврале на конференции для разработчиков Office — первом мероприятии подобного рода, ориентированном на Office как систему, а не создание дополнений к отдельным программам.

Microsoft надеется, что вездесущность Office — бесспорного лидера на рынке настольного ПО — будет способствовать популяризации и других программ. Отделение Business Solutions компании продает CRM и другое ПО предприятиям малого и среднего бизнеса. Но пока вклад этого подразделения в общий доход Microsoft ничтожно мал.

Идея создания программ, которые делают Office не просто набором настольных приложений, не нова. Microsoft проталкивает такую стратегию несколько лет, отмечает Сильвер. В числе первых попыток был проект по превращению Excel 2002 в инструмент, который можно использовать для анализа широкого спектра корпоративных данных с применением XML. «Мы видели эксперименты с XML в Excel 2002, но они практически прекратились с выпуском Office System 2003», — говорит Сильвер.

В Office 2003 Microsoft добавила программу InfoPath, в которой XML применяется для включения документов в разные звенья бизнес-процесса компании, а также для переноса данных между разными программами. InfoPath мог делать то же, что и Elixir, но требовал от компаний крупных инвестиций в разработку связей между Office и собственными бизнес-процессами. Elixir же должен стать инструментом, который значительно облегчит эту задачу.

И все же каждой компании, пожелавшей использовать Elixir, вероятно, придется проделать определенную работу. В большинстве случаев этим будет заниматься не Microsoft. «Мы будем привлекать партнеров, — сказал Фицжеральд. — Сегодня мы так же поступаем с консалтингом. Заниматься внедрением сами мы будем в одном случае из 1000; в других 999 случаях это будут партнеры».

Айна Фрид (Ina Fried), CNET News.com

24 января, 2005, 17:14

"ZDNET Россия"

***