Вчера в Москве был совершен один из крупнейших терактов: смертник взорвал бомбу в переполненном вагоне метро. Точное количество жертв еще неизвестно, но предполагается, что могло погибнуть до ста человек. Как минимум столько же получили ранения и контузии. Число же людей, получивших тяжелейшую психологическую травму, вообще не поддается учету. Тем более что удар был нанесен в том месте, где давно обещали террористы и ожидала ФСБ.

«Весь туннель был в органике»

       Взрыв прогремел в 8.30, когда поезд, в котором находилось до полутора тысяч пассажиров, следовал по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» в сторону центра. Очевидцы, выжившие в этой мясорубке, рассказывают примерно одно и то же: читал книгу или газету, смотрел в окно, дремал – и вдруг…

       – Взрыва я вообще не слышала,– вспоминает домохозяйка Анна Сергеевна, пожилая женщина с изрезанным лицом, ехавшая в пятом от головы поезда вагоне.– Раздался резкий звук, напоминающий скорее удар небольшого колокола. Только этот звон, в отличие от колокольного, не затихал, а как бы повис, застыл на одной ноте. Этот свист подействовал на меня завораживающе: я видела осколки стекла, летящие прямо мне в лицо, чувствовала ворвавшуюся в вагон волну горячего воздуха, но не сообразила даже прикрыться книжкой.

       Взрыв буквально «раздул» второй от головного вагон электрички, а третий смял в гармошку. Посыпались стекла, запахло горелым мясом и проводкой. Тех, кто находился у дверей и окон других вагонов, поранило осколками. Взрывная волна, отразившись от стен тоннеля, ударила по стеклам, и их осколки попали в пассажиров. Вместе со стеклами из поезда, еще какое-то время продолжавшего двигаться, волной выбросило останки пассажиров. «Весь тоннель был в органике»,– скажет потом Ъ следователь прокуратуры.

       Машинист электрички Владимир Горелов, человек с очень бледным лицом, который, однако, успел переодеться в новую форму, рассказывает, что от взрыва сработала система АРС (автоматической регуляции скорости), а когда поезд остановился, он никак не мог связаться с диспетчером, чтобы доложить о ЧП, потому что в головном вагоне повредило связь. Потом он дозвонился до диспетчера, воспользовавшись связью, проложенной в тоннеле, и сказал, чтобы обесточили контактный рельс. И пока вырубали ток, «как предписано в инструкции, сидел и ждал подтверждения», слышал крики людей, которым никак помочь не мог. Наконец подтверждение поступило, машинист поставил на контактный рельс контроллер и открыл двери по обе стороны вагонов.

       – Я пришла в себя уже в тоннеле,– рассказывает студентка Ирина.– Когда едешь в поезде, кажется, что вагон занимает все пространство, а в тоннеле, оказывается, есть еще и довольно широкий тротуар, идущий вдоль рельсов. По этому уступу меня вел под руку, нет, скорее тащил какой-то молодой мужчина. Он шел довольно быстро, почти бежал, а я все время спотыкалась, потому что смотрела только на затылок своего спасителя и на его правое ухо, из которого текла за воротник струйка крови. В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги… Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги. Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно.         

Подземный морг

       В течение примерно получаса пассажиры, которые могли передвигаться, покинули поезд. Большинство из них добирались до «Автозаводской», расположенной метрах в трехстах от взорванного поезда. Пассажирам же первого вагона пришлось километра три идти до «Павелецкой»: проход в противоположную сторону закрывал «раздувшийся» вагон. Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносили уже спасатели и милиционеры. Станция «Автозаводская», на которой побывал корреспондент Ъ, превратилась в подземный морг.

За две линии оцепления (милиции и внутренних войск) у «Автозаводской» провели знакомые оперативники. Затем с группой рабочих, тащивших баллоны для сварки и какие-то провода, удалось пройти на саму станцию. Там работала оперативно-следственная бригада. Десятки милиционеров и спасателей на носилках вытаскивали трупы и фрагменты тел на платформу, в центре которой установили и огородили красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривали трупы, писали фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносили в протокол. Затем останки по эскалатору поднимали наверх, и там несколько санитаров упаковывали их в черные полиэтиленовые мешки. Подача снизу была организована явно лучше, те, что работали наверху, не справлялись; все пространство рядом с ними было заставлено носилками, на многих лежали разорванные пополам трупы.

       – Сколько всего погибших? – поинтересовался корреспондент Ъ у санитара, отошедшего перекурить.

       – Целиковых трупов около шестидесяти и разорванных столько же (вчера в официальных списках погибших значилось 39 человек.–Ъ).

       Точное количество жертв теракта до сих пор не установлено. Участвовавшие в осмотре места происшествия оперативники говорят, что жертвами теракта стали не менее 100 человек, но и это приблизительная цифра. По прогнозам сотрудников ФСБ, итог трагедии в московской подземке будет подведен только через неделю, когда, как они надеются, удастся идентифицировать большинство погибших.

       – Подземный взрыв гораздо опаснее наземного,– говорят эксперты-взрывотехники.– На открытом месте ударная волна поражает человека один раз, нанося ему минно-взрывные травмы и контузии, а затем уносится в пространство. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая количество жертв примерно вдвое. Так было и во время вчерашнего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы.

       «Будет вам праздник!»

       Участники оперативно-следственной группы признают, что расследовать вчерашний взрыв в метро будет гораздо сложнее, чем другие теракты. Дело в том, что первичный осмотр места происшествия, на который следствие всегда возлагает большие надежды, на этот раз практически не дал результатов. «Пока мы можем говорить лишь о том, что в вагоне сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3-5 кг в тротиловом эквиваленте. Традиционных «шахидских» шариков и гаек на этот раз не обнаружено,– объясняют эксперты.– Возможно, заряжать поражающими элементами взрывчатку террористы на этот раз не стали, опасаясь проверок (на станциях дежурят милиционеры с ручными металлоискателями.–Ъ). Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Во всяком случае, в вагоне не чувствовалось запаха резинового клея, который обычно бывает после «пластитового» взрыва».

       Впрочем, как признают сами эксперты, они могли и ошибиться, поскольку все запахи в метро забивал запах горелой плоти. «Бомба находилась примерно в одном-полутора метрах от пола,– говорят специалисты.– Об этом свидетельствует характер разрушений: основной удар взрывной волны пришелся вверх, потолок был вскрыт наружу, как консервная банка, а сам вагон даже выгнулся наподобие коромысла. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Таким образом, можно предположить, что бомба находилась не в «забытой» сумке, а в руках или на теле террориста-смертника, стоявшего у первой по ходу поезда двери второго вагона. Это пока все».

Определить способ приведения взрывчатки в действие пока не смогли. Эксперты полагают, что это вряд ли удастся сделать и в дальнейшем. Дело в том, что с места происшествия изъяты десятки разломанных и переплавленных мобильных телефонов, CD-плееров, электронных игрушек, которые были у пассажиров, а также проводков и батареек от них. Любое из этих устройств теоретически могло быть использовано для управления бомбой, но какое именно, неизвестно.

       Аналогичная проблема возникла и с идентификацией возможного террориста-смертника. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, говорят эксперты, мог «разложить террориста почти в молекулы». Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро.

       В надежде получить портрет террориста (или террористки) оперативники просматривают сейчас видеозаписи камер наружного наблюдения, установленных над эскалаторами. Однако делается это скорее для очистки совести, ведь преступник мог войти в подземку не только на любой станции метро, через которые проходил поезд, но и перейти с других линий. Да и заподозрить в преступных намерениях теоретически можно едва ли не каждого второго пассажира метро, оказавшегося в поле зрения монитора.

       Во второй половине дня стало известно, что по крайней мере трое подозреваемых у милиционеров уже есть. Это невысокий плотный кавказец лет 35-40, одетый в черную куртку и черную спортивную шапочку, и две его спутницы чуть помоложе, тоже в черном. Молодой человек, по свидетельству кассира станции метро «Автозаводская», покупая билет, повел себя несколько странно. Вместо обычного в таких случаях «спасибо» заявил: «Будет вам праздник!» – и выругался. На этих троих, как говорят оперативники, уже составляются фотороботы, которые раздадут всем московским милиционерам. Однако милиционеры относятся к этой затее скептически. В конце концов, пассажир-грубиян мог просто поссориться с подружкой за две минуты до инцидента и сорвать зло на кассирше, или вовсе был психически больным. Ни то, ни другое не дает оснований подозревать его в совершении теракта.         

Теперь только приговоры

       Ответственность за вчерашний взрыв никто на себя не взял, а Аслан Масхадов через своего представителя Ахмеда Закаева даже заявил, что официальные силы Ичкерии не имеют к происшедшему никакого отношения, а сам он осуждает подобные акции.

Зато, как напомнили корреспонденту Ъ чекисты, не раз угрожал взорвать московскую подземку Шамиль Басаев. В начале прошлого года на совещании в столичном правительстве, посвященном вопросом безопасности, руководитель УФСБ по Москве Виктор Захаров сообщил, что за последнее время от Басаева поступило больше двадцати таких угроз, и большинство из них касалось метрополитена.

       – Особенно активно оперативные данные о готовящемся теракте поступали в правоохранительные органы перед новогодними праздниками,– напомнил собеседник Ъ.– Тогда даже милицию на усиленный режим несения службы перевели раньше, чем обычно. На переходах с Кольцевой дежурили кинологи с собаками, а на станциях помимо усиленных нарядов милиции и внутренних войск работали сотрудники ФСБ в штатском.

       Однако такими методами можно не предотвратить, а лишь отсрочить теракты. Тем более что в одном из своих выступлений на сайте kavkaz.tv Шамиль Басаев объявил, что бойцы его группы смертников наносят удары, «не привязывая» их к конкретным праздникам, событиям и датам, действуя по заранее разработанному плану операции «Бумеранг». Видимо, остановить «Бумеранг» можно, только уничтожив Басаева и его окружение.

       Впрочем, вчерашний теракт, скорее всего, имеет конкретную привязку: это регистрация Владимира Путина кандидатом в президенты РФ и предложение депутатов Госдумы об увеличении президентского срока до семи лет. Во всяком случае, такие предположения вчера высказывали ведущие политики России. А господин Путин сказал, что наверняка знает: «Масхадов и его бандиты» связаны с этим терактом.

    Медики предполагают, что список пострадавших увеличится

123 пассажира в возрасте от 17 лет до 61 года, пострадавшие от взрыва в метро, были госпитализированы в больницы города с ранениями разной степени тяжести (20 – в 1-ую градскую, 13 – в 7-ую больницу, 5 – в 13-ую, 6 – в 33-ю, 3 – в 53-ю, 5 – в 13-ую, 29 – в 36-ую, 1 – в Филатовскую больницу, 1 – в 27-ую, 1 – в 4-ую и 39 – в Институт имени Склифосовского). Примерно 130 пострадавшим амбулаторная помощь была оказана на месте.

У раненых, доставленных в городские клиники, медики в основном констатировали серьезные ожоги, в том числе глаз и лица, множественные переломы и сотрясения мозга. Один из раненых – мужчина примерно 50 лет, не имевший при себе документов,– скончался в машине скорой помощи по пути в 53-ю больницу. Среди госпитализированных наиболее тяжелые травмы получила 35-летняя Людмила Зеленина – она была доставлена в реанимацию отделения травматологии 1-й градской больницы со множественными переломами и ожогами. Кроме нее в реанимации в различных клиниках находятся еще 20 человек. «В отделения общей, ожоговой и токсикологической реанимации НИИ Склифосовского поступили 13 человек. Один из них, получивший почти несовместимую с жизнью черепно-мозговую травму, сейчас оперируется»,– заявил Ъ директор НИИ Александр Ермолов. По его словам, многие раненые получили серьезные отравления угарным газом.

Между тем медики предполагают, что впоследствии пострадавших будет намного больше. «Я видела, как люди с окровавленными лицами давали интервью журналистам, а потом шли домой,– рассказала руководитель департамента здравоохранения Москвы Любовь Жомова.– Но они же в шоке и почувствуют боль и страх намного позже. Таким людям непременно будет нужна квалифицированная медицинская помощь».

Жертвам теракта выплатят компенсации

Правительство Москвы объявило о готовности выплатить компенсации жертвам теракта по стандартной схеме: родственники погибших получат по 100 тыс. руб., госпитализированные раненые – по 50 тыс. руб., те, кому медицинская помощь была оказана на месте,– по 3 тыс. руб., а утратившие имущество могут рассчитывать на сумму до 10 тыс. руб. По словам вице-мэра Москвы Владимира Шанцева, выплаты компенсаций начнутся, скорее всего, на следующей неделе.

Помощь пострадавшим решило оказать и руководство Альфа-банка. По словам председателя совета директоров банка Михаила Фридмана, «банк готов перечислить несколько миллионов рублей, как только появится официальный фонд, в который можно будет перевести средства».

Теракты в российском метро

8 января 1977 года в Москве на перегоне между станциями «Первомайская» и «Измайловский парк» при взрыве бомбы в вагоне метро 7 человек погибли, 44 ранены. Трех организаторов теракта, членов армянской националистической организации «Парос», арестовали и приговорили к высшей мере наказания.

24 ноября 1992 года в Москве на станции «Проспект Мира» подростки бросили взрывпакет. Пострадавших не было.

11 июня 1996 года в Москве при взрыве в вагоне поезда между станциями «Тульская» и «Нагатинская» погибли четыре человека, более десяти получили ранения. Задержаны 2 из 11 подозреваемых.

19 декабря 1996 года в Санкт-Петербурге при взрыве в вагоне поезда на перегоне между станциями «Площадь Ленина» и «Выборгская» один пассажир был контужен.

24 декабря 1997 года в Санкт-Петербурге на станции «Адмиралтейская», закрытой на ремонт, сработало взрывное устройство. Пострадавших и разрушений не было.

1 января 1998 года в Москве на станции «Третьяковская» при взрыве бомбы ранения получили три работницы метрополитена.

5 февраля 2001 года в Москве на станции метро «Белорусская-кольцевая» при взрыве ранены более десяти человек. Организаторы не установлены.

Теракты в метро за рубежом

28 февраля 1993 года в Лондоне на станции «Лондон-бридж» при взрыве были ранены 29 человек. Ответственность за теракт взяла на себя Ирландская республиканская армия.

19 марта 1994 года в Баку при взрыве в метро погибли 14 человек, 49 получили ранения. К смертной казни приговорены 2 организатора, 9 – к 15 годам тюрьмы.

3 июля 1994 года в Баку при взрыве в метро погибли 13 человек, 42 ранены. Организатор приговорен к пожизненному заключению. Власти обвинили в случившемся спецслужбы Армении.

15 декабря и 21 декабря 1994 года произошли взрывы в нью-йоркском метро. Первый – в поезде, следовавшем через Гарлем, никто не пострадал; второй – в районе Уолл-стрит, ранения получили 50 человек. Организатор взрывов приговорен к 94 годам заключения.

20 марта 1995 года в Токио на 16 станциях метро 5 активистов секты «Аум синрике» распылили зарин. 12 человек погибли и 5500 получили отравления. 9 членам секты вынесен смертный приговор, но еще не приведен в исполнение.

25 июля 1995 года в Париже произошел взрыв в поезде метро, въезжавшем на станцию «Сен-Мишель». Погибли 7 человек, более 60 получили ранения. Организаторы взрыва – алжирцы – установлены. Один из них убит в перестрелке с полицией.

17 октября 1995 года в Париже при взрыве в вагоне метро на перегоне между станциями «Сен-Мишель» и «Мюзе д`Орсэ» ранены около 30 человек. Организатором теракта признана Вооруженная исламская группа. Большая часть причастных к теракту осуждена.

28 октября 1995 года в Баку в результате пожара в метро погибли 289 человек, не менее 300 получили ранения и ожоги. Согласно одной из версий, причиной пожара был взрыв.

3 декабря 1996 года в Париже при взрыве на станции «Пор-Руаяль» погибли 3 человека, 92 получили ранения. Следствие установило, что взрывное устройство было идентично использованному исламскими экстремистами в 1995 году.

29 октября 1997 года в Тбилиси на станции метро «Дидубе» при взрыве самодельного взрывного устройства погиб бывший сотрудник полиции, который и принес бомбу в метро.

27 июля 2000 года в Дюссельдорфе в метро при взрыве радиоуправляемой бомбы пострадали 10 человек. Организаторы не найдены. По мнению полиции, это правые экстремисты.

4 сентября 2001 года в Монреале на станции «Берри» распылен слезоточивый газ. Более 45 человек госпитализированы с отравлением и различными травмами.

12 мая 2002 года в Милане в метро после взрыва газового баллона возник пожар. Пострадавших не было. На месте происшествия найдена записка, в которой ответственность за теракт взяли на себя исламские экстремисты.

18 февраля 2003 года в Тегу (Южная Корея) произошел взрыв и начался пожар в поезде метро, стоявшем на станции. Погибли 198 человек, около 150 получили тяжелые ранения. Взрыв устроил душевнобольной, который хотел таким образом покончить с собой. Он выжил и приговорен к пожизненному заключению.

АНДРЕЙ Ъ-САЛЬНИКОВ, СЕРГЕЙ Ъ-МАШКИН, АЛЕКСАНДР Ъ-ЖЕГЛОВ, НАТАЛИЯ Ъ-МУСТАФИНА

Газета «КоммерсантЪ» №22(2861) от 07.02.04

"КоммерсантЪ"

*